Луксорский храм — Египет
Луксорский храм - ЕгипетТуристическую поездку в Египет нельзя считать завершенной без посещения одного из интереснейших культовых сооружений — храма в Луксоре. Луксор — небольшой туристический город, поделенный на две части руслом Нила. Храм находится на левом берегу, в центре «Города живых». На противоположной стороне реки — «Город мертвых», в котором расположена Долина фараонов: скальные усыпальницы царей и храмовый погребальный комплекс Рамсеса III Мединет-Абу. В двух километрах южнее Луксорского находится гигантский Карнакский храм, соединенный с Луксорским Аллеей сфинксов (в древности называлась «Священный путь»). Протяженность Луксорского комплекса — 260 метров вдоль Нила. Пилоны (трапециевидные башни у входа в храм) — 70 метров длиной, 20 высотой.
Луксорский храм — видео
Строение храма аналогично схеме древнеегипетского жилища:
- пилон (ворота)
- открытый двор
- гипостильный (приемный) зал
- внутренние покои (святилище)
- а также внутренние дворы, вспомогательные культовые постройки и менее масштабные сооружения.
Луксорский храм — фото
Луксорский храм - ЕгипетЛуксорский храм - Египет
Луксорский храм - главный вход
История Луксорского храма
Начало строительства Луксорского храма датируется четырнадцатым веком до нашей эры (Аменхотеп III, Новое царство, 18-я династия). В тот период Луксор был столицей Египта и назывался Ипт Ресит (Южный гарем), позже – Фивы. Луксором город много веков спустя назвали арабы (Аль Кусур, что означает «Замки»). Сооружение было посвящено солнечному богу Амону, богине Мут и их наследнику Хонсу. Здесь завершалась ежегодная праздничная церемония Опет (Ипт) в честь божественной триады, продолжавшаяся в течение трех недель. Изваяния богов проносили по Аллее сфинксов из Карнакского храма в Луксорский на радость простым египтянам. Доступ в закрытую часть (святилище) был дозволен только верховным жрецам и фараонам. Первая постройка включала в себя святилище и гипостиль с 32 колоннами. Тогда же был выстроен перистиль (внутренний двор) с колоннадой, насчитывавшей 14 колон (высотой 19 метров) в форме снопов папируса с изображениями праздника Опет. Следующий царь, Аменхотеп IV (позднее взявший имя Эхнатон) был представителем конкурирующей религии, посвященной культу другого солнечного бога, Атона. Во время правления Эхнатона в стране закрывались храмы Амона, многие из них были разрушены. В Луксорском храме слуги фараона уничтожили все изваяния, посвященные опальному божеству.
Луксорский храм - ЕгипетЛуксорский храм - Египет
Луксорский храм - ЕгипетЛуксорский храм - Египет
Цари девятнадцатой династии — Тутанхамон, Хоремхеб — восстановили и расширили храм: пристроили колоннаду из 74 колонн, установили во дворе скульптуры. При Рамзесе II был выстроен пилон с барельефами, изображающими военные победы царя. Тогда же появились шесть колоссов и два огромных обелиска, из которых сейчас в храме остался один (второй в девятнадцатом веке был вывезен во Францию). Последний этап расцвета Луксора — четвертый век до нашей эры, захват Египта Александром Македонским. Царь называл себя сыном Зевса. Аналог Зевса в египетской культуре — Амон, поэтому Александр покровительствовал храму. Впоследствии римляне переоборудовали комплекс под свои цели. Потом храм был заброшен, стены затянуло песком и илом. Пришедшие в тринадцатом веке арабы выстроили здесь мечеть. В девятнадцатом веке на месте жилых кварталов Луксора начались археологические раскопки и восстановление знаменитого древнего сооружения.
Луксорский храм - ЕгипетЛуксорский храм - Египет
Луксорский храм - ЕгипетЛуксорский храм - Египет
Основные достопримечательности Луксорского храма
Аллея сфинксов. Часть этой скульптурной группы пока находится в процессе реставрации.
Северный пилон Рамзеса II, украшенный сценами побед над войском хеттов. У входа расположены две гигантских гранитных статуи Рамзеса и обелиск из розового гранита.
Двор, окруженный колоннами в виде стеблей папируса, также относится к периоду Рамзеса. В левой стороне — мечеть тринадцатого столетия нашей эры. Сейчас она возвышается в восьми метрах над землей: так получилось после археологических раскопок и расчистки комплекса реставраторами.
Двор Аменхотепа III — девятнадцатиметровые колонны с изображениями празднеств в честь Амона.
Святилище с частично сохранившейся лепниной, включая барельеф, посвященный божественной сущности царя Аменхотепа III.
Храм Амона, выстроенный зодчими Александра Македонского.
Луксорский музей искусства Египта: сюда перенесены скульптуры из тайника в святилище, обнаруженного учеными в 1989 году.
Стоимость посещения и режим работы Луксорского храма
Стоимость посещения Луксорского храма составляет 60 египетских фунтов.
Время работы — с 6:00 до 22:00, каждый день.
Билет в музей Египта в Луксоре — 100 фунтов.
Как добраться до Луксора
Путешественник может поехать в город самостоятельно и остановиться там: в самом Луксоре и его окрестностях больше сотни отелей и хостелов. Другой вариант — присоединиться к иногородней экскурсии. Экскурсионный маршрут из Хургады обойдется около 500 фунтов.
Из Каира в Луксор можно попасть на самолете (400 фунтов, час пути), автобусе (85 фунтов, 11 часов), ночным поездом (75 фунтов — одиночное купе, 100 фунтов — купе на двоих).
Из Шарм-эль-Шейха: самолет (400 фунтов, час), автобус (94 фунта, 15 часов).
Из Хургады – автобус, 30 фунтов, пять часов.
За пять часов и примерно за ту же цену можно попасть в Луксор на рейсовом транспорте из Макади-Бэй, Эль-Кусейра, Эль-Гуны, Сафаги.
Поезда в Луксор ходят из Аусана (три часа с остановками в Ком-Омбо и Эдфу).
Из Каира и других городов на побережье Нила во время судоходного сезона (октябрь-май) ходят круизные суда (цена поездки — от 50$ на человека за ночь).
Луксорский храм на карте
Комплекс храмов в Карнаке и Луксоре
На восточном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс культовых сооружений, который складывается на протяжении 1500 лет. Это комплекс храмов в Карнаке. Самой значительной постройкой здесь был храм главного бога Фив – Амона. На его примере можно понять все основные особенности храмовой архитектуры Египта того периода.
Храм осмысливался, прежде всего, как земное жилище бога. Он, как каждый жилой дом в Египте, делился на три основные части: открытый двор, приемный зал и внутренние жилые покои, только место приемного зала занял так называемый гипостильный зал – зал со множеством колонн, а место внутренних покоев заняло святилище. Храм, как и жилой дом, обносился глухой стеной и имел парадный вход, оформленный монументальными воротами-пилоном. Боковые входы вели в хозяйственные помещения. Но храм существенно отличается от жилого дома. В основу композиции храма положен принцип строгой симметрии, и все в нем рассчитано на создание особого впечатления у зрителя. От пристани у реки к храму вела мощеная дорога, вдоль которой стояли сфинксы (аллея сфинксов). Этот длинный ряд одинаковых фигур настраивает на торжественный лад и подготавливает зрителя к восприятию храма. Аллея завершается у ворот, представляющих собой две массивные башни. Далее следовал открытый внутренний двор, окруженный колоннадой, за ним – гипостильный зал, который в храме Амона в Карнаке имеет ширину 103 м., глубину – 52 м. Огромные размеры зала и колонн производили подавляющее впечатление на человека, как бы затерявшегося в этом фантастическом каменном “лесу”.
Третья часть храма – святилище бога – была доступна лишь фараону или жрецам. По мере приближения к святилищу пространство храма становится все ниже и уже. Храм Амона в Карнаке начал строиться в ХVI в. до н.э., а завершен был 332 г. до н.э.. Каждый фараон стремился добавить к нему что-то своё. В композицию включены три малых храма: храм Тутмоса III, храм Рамзеса III, храм Сети II. В ХII в. до н.э. фараон Рамзес III построил храм Хонсу, который аллеей сфинксов был связан с дорогой в Луксор.
Храм Амона в Луксоре был построен Аменхотепом III в ХV в. до н.э. Храм строился по традиционной схеме, но не был завершен в части гипостильного зала: была построена только его центральная часть с двумя рядами колонн высотой 20 м. Этот незаконченный зал превратился в галерею с двором Рамзеса II, построенным позже. В результате храм приобрел удлиненный и искривленный план. Главное внимание переключается на интерьер, фасад имеет упрощенный монументальный характер.
Храмовая архитектура Египта уникальна и заслуживает особого внимания туристов.
Храм Луксора в Египте
Небольшой египетский город Луксор когда-то был могущественен и велик. Расположенный на восточном берегу Нила, он хранит на своей территории остатки древней столицы Верхнего Египта - Уасета (Фивы). Долгие века Луксор развивался, пока в период Среднего царства не превратился в столицу всего Древнего Египта. В наши дни он является уникальным музеем под открытым небом и включен в программу многих туристических маршрутов.
Начало строительства и время расцвета
Естественным образом Нил делит Луксор на две части: правый берег и левый, или по-другому «Город живых» и «Город мертвых». На левом берегу Луксора расположен фиванский некрополь, в состав которого входят 13 некрополей, включая Долину царей и Долину цариц. Знаменитые Храм Амона-Ра и Храм Луксора в Египте находятся в Городе живых.
Два храма в древности были соединены между собой аллеей из 365 Сфинксов. Они, словно грозные воины, выстроенные в ряд, охраняли с двух сторон каменную аллею. Трехкилометровая аллея, созданная во время правления фараона Нектабена I, полностью не уцелела до наших дней, но подлежит восстановлению.
Строительство Луксорского храма относят к XIV-IX векам до н.э. Он возник на месте уже имеющихся молельных домов в эпоху Среднего царства. Археологи считают, что особого величия Храм достиг при Новом царстве, когда страной правили фараоны. Основатель его – фараон Аменхотеп III. На протяжении своего существования Храм в Луксоре претерпевал постоянные изменения, так как каждый из правителей считал своим долгом украсить его, сделать более величественным и значимым.
Особенного расцвета Храм достиг в эпоху правления могущественного фараона Рамзеса II. При нем появился входной пилон в XIII веке до н.э. Его украшали 6 огромных статуй, из которых до наших дней остались в нормальном состоянии только три, еще две удалось отреставрировать. Два гранитных колосса изображали сидящего на троне фараона Рамзеса II.
Дополняющим элементов композиции были 2 розовых обелиска, один из которых так и остался возле Храма. Второй подарил королю Франции Луи-Филиппу хедив Египта Мухаммед Али-паша в 1819 году. Сегодня обелиск украшает площадь Согласия в Париже.
Говоря о Рамзесе Великом нельзя не отметить, что он действительно заслуживает уважения, как правитель и как дальновидный политик. По количеству воздвигнутых им сооружений и поражающих воображение колоссов с ним мало кто мог сравниться. Он был и прекрасным военачальником, который мог собрать многотысячное войско. Его победы запечатлены навечно на пилонах Луксорского Храма.
История Храма
Изначально Храм был посвящен фиванской триаде:
- Амону (древнеегипетскому Богу воздуха)
- Мут (древнеегипетская Богиня неба)
- Хонсу (сыну Амона и Мут).
Соединяя Карнакский и Луксорский храмы, аллея сфинксов имела большое значение. На ней проводили шествие в дни празднования Опет. Праздник отмечался в том время, когда Нил разливался и выходил из своих берегов. По полноводной реке спускали ладью со статуями 3-х Богов, которая следовала от одного Храма к другому. Пышная процессия проводилась в честь возрождения и плодородия земли после периода засухи. Каждый год в течение 3 000 лет праздник Опет был значительным событием в жизни Египта.
Однако по последним гипотезам предполагается, что святилище было построено, как символ наместника Бога на земле, то есть фараона, который после коронации становился не простым смертным, а Богом-Царем. Луксорский храм служил символом божественной природы правителя Египта и его связи с Богами.
Так продолжалось вплоть до времен завоевания Египта Римской империей. Александр Македонский хотел возродить былую славу комплекса. Более того, он объявил себя сыном бога Амона. Потому в состав архитектурного ансамбля вошла последняя постройка - Храм Александра Македонского, ставший центром поклонения римскому императору. Некоторые залы святилища были обращены впоследствии в христианские.
В 84 году до н.э. Фивы с его прекрасными сооружениями был разрушен. В VII веке н.э. арабы завоевали Египет. Некогда величественный комплекс постепенно уходил под песок. На его руинах стали строить обычные постройки, образовывались кучи мусора. В какой-то мере мусорный саркофаг послужил защитным слоем Храма от вандалов и религиозных еретиков.
Практически на его крыше мусульмане построили мечеть Абу-эль-Хагаг, от которой сейчас остался один минарет. Сегодня, когда Луксорский храм очищен от песка, мечеть выглядит, как его надстройка. Таким образом, сложный в архитектурном плане ансамбль, заключал в себе постройки различных исторических эпох. В нем нашли отражение деятельность и политика того или иного правителя, попытки насадить новые религии, отражение борьбы за власть и другие знаменательные события, происходящие в Египетском царстве.
Архитектурные особенности
Храм в Луксоре представляет собой длинный прямоугольник, вытянутый вдоль Нила с севера на юг. Когда его возводили, сначала были построены внутренние помещения. В конце вестибюля с 32 колоннами, обнесенного портиками, располагался вход в святилище. Перистиль был построен позже и представлял собой внутренний двор, вокруг которого была установлена двухрядная колоннада в виде связок папируса.
Главное здание имеет в длину 190 м, которое обрамляют высокие колонны. Центральную колоннаду, видимо, так и не удалось достроить. Это огромное строение производит неизгладимое впечатление на туристов и путешественников из компании Нано Тревел. Четырнадцать внушительных по размеру и в тоже время кажущиеся легкими колонн украшают цветки папируса. Символично, что в центральном проходе цветок уже «распустился», тогда как, во дворе он еще имеет форму бутона.
Всего в Храме насчитывается 151 колонна, что абсолютно в духе того времени. Это придает сооружению вид гигантских папирусов. Стены монументального здания украшают рельефы, изображающие факты из жизни фараонов, сцены из битв и религиозных праздников. Рельефные композиции выполнены в полном соответствии с архитектурным пространством Храма.
В новом пилоне времен Размеса II с большим двором с колоннами вкруг, стоят статуи фараона. Одна из них изображает сидящего на трое Рамзеса с миниатюрной по сравнению со всей статуей фигурой Нефертари – любимой жены Бога-Царя.
Как был обнаружен Храм
В XIX веке французский археолог Гастон Мосперо решил организовать раскопки в Луксоре, и в 1884 году Храм уже был открыт. Однако более тщательные раскопки проводились, начиная с 30-х годов XX века. Сегодня это историческая ценность, которая представляет огромное культурное наследие.
Кроме того, в 1989 году был найден тайник с уникальными статуями, которые служители храма решили спрятать от людей. Великолепные статуи сегодня украшают многие музеи мира, но основная их часть хранится в музее Египетского искусства.
Снова и снова стекаются сюда бесчисленные вереницы туристов, чтобы посетить Храм Луксора в Египте – выдающийся памятник, оставленный нам предками. Сегодня под его сводами собираются тысячи паломников со всех уголков света.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
История возведения и современный облик Карнакского храма
Карнакский храм, расположенный близ Луксора, – это самый крупный и самый древний храмовый комплекс на планете. Он растянулся более чем на 200 га, а его площадь – 105 км на 0,8 км. Одна только площадь Священного зала бога Амона Ра составляет около 61 акра, что в несколько раз больше площади любого из европейских соборов.
Карнак – это целых храмовый город, возраст которого исчисляется тысячелетиями. Пилоны, святилища, храмы, статуи и обелиски возводились правителями Страны пирамид на протяжении двух тысяч лет. В сети Интернет можно найти фото Карнакского храма, сделанное с высоты птичьего полета – размеры комплекса поистине огромны.
В течение многих веков храм Амона Ра в Карнаке был главным святилищем Древнего Египта. Был он также и резиденцией правителей, и сокровищницей, и административным центром, и сердцем Фив – тогдашней столицы Египта. На сегодняшний день это место занесено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Помещения Карнакского храма
Карнакский храм в Луксоре включает в себя несколько строений, окруженных со всех сторон 20-метровой стеной. Это Храмы Великого Амон Ра, Птаха, Хонсу, Ипт, Монто, Осириса и разрушенный храм Аменхотепа IV. Второе название Карнакского комплекса – Дом Амона, так как изначально он был возведен в честь культа верховного древнеегипетского божества – бога Солнца Ра. Введение культа этого мифологического персонажа в культуру и историю Древнего Египта началось во времена правления 12-й династии фараонов, когда столицей государства стал город Фивы. Первоначально Амон Ра изображался в виде гуся, затем барана, а на пике поклонения – в виде человека с перьями на голове. Сегодня фото изображений этого божества легко найти в интернет-источниках.
Египтяне дали Карнакскому храму название «Эль-Карнак», что в переводе означает «укрепленная деревня». При завоевании Египта на входе в комплекс обнаружили множество строений, которые не затронуло время. При входе в Карнакский храм расположена Аллея Сфинксов, которые охраняли культовое сооружение. Аллея с 20 животными, имеющими тело льва и голову барана, была построена во время царствования фараона Нектанеба из 30 династии.
Карнакский храм возведен таким образом, что самые древние помещения расположены в центре, а по мере удаления от него встречаются постройки все более поздних эпох. Это объясняется тем, что каждая новая секция храма пристраивалась все более поздним правителем Египта.
Первый зал Карнакского комплекса занимает площадь 100 на 80 м, его строительство завершилось в эпоху правления 22 династии фараонов. Всем туристам, вошедшим в зал, предлагают обратить внимание на величественные колонны, украшенные бутонами папируса – символом царской власти.
Слева расположены 3 часовни, возведенные фараоном Сети II в честь завоевания города Фивы. Справа – храм Рамзеса III. Он состоит из небольших помещений и гипостильного зала, по которому можно выйти к святилищу Карнакского храма. К сожалению, эти помещения не пощадило время – сейчас они сильно повреждены.
Гипостильный зал Карнакского храма ведет в еще одно помещение комплекса, выстроенное Аменхотепом III. Отсюда же открывается вид в зал Тутмоса I, где расположены два обелиска, из которых уцелел лишь один. Обелиски и колоннада зала Тутмоса I были возведены несколько позже – после того, как на престол взошла единственная женщина-фараон Египта Хатшепсут. Из двух колоннад этого зала хорошо сохранилась лишь одна – она выполнена из красного гранита, ее величина – 29 с половиной метров в высоту, 322 тонны в весе.
После смерти царицы Хатшепсут фараон Тутмос III возвел вокруг двух обелисков высокую стену, видимо, для того, чтобы скрыть и сохранить их. Им же был построен пятый пилон Карнакского храма. В нем находится гранитное святилище, посвященное лодке Амон Ра. За святилищем – широкий внутренний двор.
Слева от шестого зала Карнакского комплекса находится двор седьмого пилона. Здесь расположены статуи Рамзеса II и Тутмоса III. Следующий – восьмой – пилон был возведен царицей Хатшепсут, а украшен уже Тутмосом III, а затем восстановлен Сети I.
Между 9 и 10 пилонами взору туристов открываются остатки святилища Хет-Себ, которое был возведено Аменхотепом II и украшено Сети I. Девятый пилон на сегодняшний день сильно поврежден. Он относился к храму бога Атона (так называли Амон Ра при фараоне Эхнатоне) и был разрушен более поздними правителями, которые пытались стереть из истории Египта все упоминания о фараоне-еретике, построившем его. Карнакский храм завершается десятым пилоном, построенным во времена правления фараона Хоремхеба. В него входят ворота Птолемея II, расположенные в лицевой части храма Мут.
Священное Карнакское озеро
Покидая Храм Амона в Карнаке, не забудьте посетить Священное озеро, восходящее ко временам Тутмоса III, и обязательно сделайте его фото. Священные озера были во многих египетских храмах, но озеро в Карнаке – крупнейшее из них. Оно использовалось для проведения праздников – по нему божества должны были плыть на своей золотой барже.
Изначально подача воды в озеро Карнак осуществлялась из Нила, но на данный момент оно подпитывается исключительно из грунтовых вод. Его размер – 80 на 40 метров. Рядом с озером расположен Священный Скарабей, крупнейший в Египте со времен царствования Аменхотепа III. Для египтян это насекомое было олицетворения Солнца. Есть легенда, что если обойти вокруг жука 7 раз и загадать желание, то оно обязательно сбудется. По крайней мере, египтяне свято в это верят.
Храм Амона в Карнаке – это грандиозный и величественный каменный музей, насквозь пропитанный духом истории загадочного и полного тайн Египта. Эта крупнейшая святыня в мире сегодня является одним из самых популярных туристических объектов, уступающим разве что великим пирамидам. Наверное, если бы не Карнак, жаркий Египет не привлекал бы такого количества желающих приобщиться к древности.
Все о круизе по Нилу – цены, условия, лучший сезон Что надо знать о Цветном каньоне в Египте? Удивительные факты о колоссах Мемнона Восхождение на ветхозаветную гору Синай Прошлое и настоящее коптской церкви Обзоры популярных отелей Египта по городам Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!