Звоните нам
г.Вологда, улица Сергея Орлова, 4

Тиффани лампа фото

Его Величество – лампы Тиффани

Идея создавать лампы появилась неожиданно. Страстью Луиса Комфорта всю жизнь были оконные витражи. Для каждого многоцветного панно изготавливались особые типы и оттенки стекол, но после каждой работы оставалось огромное количество материала. Чтобы не выбрасывать стекло и не отправлять его на переработку, художник решил изготавливать практичные вещи, коими стали лампы. Светильники содержали такое же разнообразие стекол, а их сюжеты нередко повторяли темы витражных работ. Изобретенная Луисом Тиффани техника соединения цветных стекол с помощью узкой ленты из медной фольги, дала возможность создавать изящные лампы и абажуры со множественной мелкой детализацией.

История ламп Тиффани

Впервые в 1893 году на Всемирной колумбийской ярмарке в Чикаго были выставлены Тиффани-лампы. Модели привлекли всеобщее внимание изысканностью, великолепной игрой света, идеальным исполнением. Искусствоведов Юлий Лессинг, один из руководителей берлинского музея, сразу приобрел несколько штук для экспозиции музея декоративного искусства в Берлине. Самые ранние светильники Тиффани, изготовленные из дутого или свинцового стекла и бронзы, были предназначены для керосиновых ламп. Когда электрический свет стал доступным и приобрел популярность, Тиффани начал предлагать своим клиентам выбор: конструкцию либо для масляного, либо электрического освещения.

В 1895 г. произведен первый серийный выпуск Тиффани-ламп. Они были доступны в различных размерах и стилях. Тысячи ламп, во множественных конструкциях, были произведены в мастерских Тиффани. Несмотря на то, что некоторые модели выпускались серийно, каждый абажур был уникален из-за неповторимых оттенков и типов стекла. Для того чтобы сделать лампы еще более индивидуальными, большинство абажуров были съемными. Это позволяло их комбинировать с разными металлическими базами, учитывая вкусы и потребности клиентов.

После Дрезденской международной выставки 1897 года и ряда выставок Tiffany Glass Company, прошедших в Германии и Австро-Венгрии, лампы и другие изделия Тиффани стали популярны в этой части Европы. Но в остальных странах, особенно во Франции, где к американскому искусству и ремеслам общество относилось свысока, завоевать популярность удалось лишь благодаря контракту и содействию арт-дилера Зигфрида Бинга.

В 1894 г. Зигфрид Бинг посетил Tiffany Glass Company, после чего он начал продвигать изделия компании для европейского спроса. В своей знаменитой парижской модерн галерее Maison De L'Art Nouveau (1895– 1904) Бинг представлял и продавал картины, скульптуру, ювелирные изделия, керамику, текстиль, стекло, мебель, витражи. Способствовал глобальному распространению на арт-рынке художественных произведений, поставляя их частным коллекционерам и музеям. Он продвинул карьеры многих впоследствии известных художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов. Был эксклюзивным европейским дилером крупных американских компаний: керамической из Ценценати, фаянсовой из Бостона и Tiffany Glass Company. Без сотрудничества Бинга, после его смерти в 1905 г., изделия Тиффани стали продаваться с меньшим успехом, европейская аудитория теряла к ним интерес. Хотя сама витражная техника для абажуров была заимствована и применялась в европейских арт-нуво изделиях.

В Америке спрос на Тиффани-лампы существенно снизился от середины 1910 годов, хотя их производство продолжалось до начала тридцатых. Затем они были надолго забыты, им не было места в новомодных интерьерах. В 1970 годах интерес к лампам вновь возрос, а начиная с восьмидесятых, перерос в настоящую манию. На пике их популярности, конструкции светильников копировались многими производственниками, создавались похожие лампы по технологии Tiffany. Подлинные Тиффани-лампы отличались разнообразием видов стекла в каждой модели. Это никогда не было просто цветное стекло, каждый элемент имел цветовые переходы и особую текстуру. Сложные, скульптурно-изготовленные, с декоративной отделкой металлические основания также стали особенностью Tiffany.

Технология витражных Тиффани-абажуров
Эскиз Л.К. Тиффани мотива к абажуру «Маки».

Акварель, гуашь, тушь, бумага.

В начале создавался эскиз по форме абажура. По нему вычерчивался рисунок на бумаге, и каждый фрагмент узора нумеровался. По рисунку вырезался из картона шаблон, который иногда был вылит из латуни, в качестве направляющего для резки. Каждый шаблон имел соответствующий рисунку номер.

По трафарету вырезались стеклорезом детали из большого стеклянного листа или витражных остатков, все излишки и неровности убирались плоскогубцами. По периметру каждый фрагмент заворачивался в тонкую полоску медной фольги, края которой загибались на обе стороны детали.

Абажур собирался на деревянной форме с прочерченным рисунком, на нем размещались фрагменты узора и спаивались по одному между собой паяльником и оловянным припоем. Для каждой модели специально вырезалась новая деревянная форма.

С внутренней стороны все соединения медной фольги также пропаивались.

Если подбор и резку стекла производили в женском цеху, то отделка медной фольгой, сборка и пайка делалась в сборочном цеху мужчинами.

Тиффани-лампы сегодня

Стоимость ламп зависит от типа абажура (выдувной или мозаичный), насколько модель раритетная, из скольких мозаичных кусочков состоит, каковы цветовые оттенки, типы стекла и количество их разновидностей в одном экземпляре, насколько редким и сложным является металлическое основание.

Лампа Poppy

Модели по шаблону «Маки» очень популярны среди коллекционеров. Стоимость колеблется в пределах 80 000–130 000 $. В 2013 г. был продан экземпляр за $135,750, который имел дорогую базу «витая лоза». Вероятно, с другим основанием лампа бы стоила ближе к 100 000 $.

Лампа Poppy

Лампа DAFFODIL AND NARCISSUS

Модель «Жинколь и нарциссы» создана в 1905 г. Великолепный экземпляр на сложной бронзовой базе «Витая ножка водяная лилия», с тональными и цветовыми переходами в каждой детали абажура. При оценочной стоимости 100 000–150 000 $, был продан в 2013 г. с аукциона Sotheby's за 191 000 USD.

DAFFODIL AND NARCISSUS

Лампы из японского сада музея сокровищ Louis C. Tiffany

В 1912 г. на аукционе Michaan появились произведения из «Японского сада музея сокровищ Louis C. Tiffany» Такео Хориучи, страстного почитателя творчества Л. Тиффани и владельца, возможно, самого большого собрания его произведений. Аукцион привлек немало состоятельных коллекционеров: экспонаты музея Такео Хориучи содержат бесспорные подлинники, редкие и самые красивые произведения студии Tiffany.

Люстра Alamander из коллекции Такео Хориучи, продана за 212 400$ в 1912 г.

с аукциона Michaan.

Абажур лампы Laburnum — образец наиболее успешных интерпретаций, цветущего дерева. Довольно редкая база «Птичий скелет» напоминает древесный ствол и корни. В 1906 г. абажур стоил 175 $, основание — 90 $. Из коллекции музея сада Мацуэ, Япония. Начальная стоимость Michaan: 500 000–600 000$.

Настольная лампа «Нарцисс», с разработанным Кларой Дрисколл абажуром, из коллекции Такео Хориучи, продана за 129 800$ в 1912 г.

с аукциона Michaan.

Настольная лампа «Пион» с разработанным Кларой Дрисколл абажуром. База «Крабы» находилась в производстве фирмы с 1898 г. и была сделана для газового освещения. На аукционе Michaan лот выставлялся с предварительной стоимостью 200 000–300 000 $. Происхождение: Сад коллекции музея, Мацуэ, Япония.

Самые редкие и дорогие лампы

Лампа Pink Lotus

Некоторое время «Розовый лотос» была самой дорогой лампой, купленной с аукциона. Одна из ранних, самых изящных и сложных моделей, в декабре 1997 г. продана с торгов Christie's за 2 800 000$. К сожалению, экземпляр с тех пор нигде не выставлялся, и качественной, передающей красоту предмета в полной мере, фотографии найти не удалось.

Лампа Pink Lotus

Лампа Spiderweb

«Паутина» разработана в 1899 г., впервые представлена Л. К. Тиффани на выставке в 1900 г., затем в 1901 г. Вначале модели предназначались для керосинового освещения, потому топливные емкости виртуозно маскировались в мозаичных, с цветочным рисунком балясинах. Спустя несколько лет после выпуска первой «Паутины», ее проект был изменен под электричество, для чего фитиль и стеклянный дымоход заменены на устройство из трех лампочек. С момента создания, это была чрезвычайно дорогостоящая конструкция, рассчитанная на самых богатых клиентов фирмы. Цена ее в 1906 г. была на уровне 500 $, при средней заработной плате в стране 22 цента в час. Сейчас Spiderweb остается одной из наиболее привлекательных Тиффани-ламп и самой дорогостоящей. В 2012 г. «Паутина» была продана с аукциона Sotheby's за 3 250 000 $ при начальной ставке 2 500 000 $. В мире известно всего семь конструкций этой модели. На фотографии — экземпляр, признанный лучшим по цветовому решению, подбору стекла и сохранности. Высота лампы составляет 30 1/4 дюйма, диаметр абажура — 19 дюймов.

Лампа Spiderweb

Лампа Wisteria

«Глицинии», пожалуй, самая знаковая конструкция среди, произведенных Tiffany Studios ламп и считается иконой американского арт-нуво дизайна. Изготавливалась примерно с 1903 г. «Глицинии» и «Лилии в пруду» были удостоены главного приза в Турине на первой итальянской международной экспозиции d'Arte Moderna Decorativa в 1902 г. Сложный рисунок абажура состоит из почти 2000 фрагментов. Каждый экземпляр отличается своими оттенками синего, с градацией от кобальта до аквамарина. Стоимость Wisteria в 1906 г. составляла 400 $. В 2013 г., при начальной цене 600 000–800 000$, лампа «Глицинии» была продана с аукциона Sotheby's за 1 565 000$. Высота конструкции — 26 7/8 дюйма (68,2 см), диаметр абажура — 17 3/4 дюйма (45,1 см).

Лампа Wisteria

Лампа Bat

В 2013 г. на Sotheby's вместе с «Глициниями» выставлялась лампа «Летучая мышь» (оценочная стоимость 550 000–750 000$). Лампа продана не была, хотя это одна из самых редких моделей (известны только пять штук). Популярный арт-нуво сюжет был редким в декоре от Тиффани. Это одна из ранних моделей перестала выпускаться в 1910 г., когда Tiffany Studios прекратила делать металлические основания с мозаичной инкрустацией, вероятно, из-за большой их трудоемкости и себестоимости. Стилизованный бронзовый паук, который служит крышкой абажура, первоначально был создан для модели «Паук».

Лампа Bat

Безымянная лампа

Пожалуй, эта лампа самая уникальная. Она не имеет названия и остается в единственном экземпляре. Разработанный проект не был запущен в производство. Очевидно, предмет не предназначался для продажи. Абажур без клеймения. На бронзовой мозаичной базе есть оттиск TIFFANY STUDIOS NEW. YORK.

Конструкция оставалась в студии до закрытия и банкротства предприятия. После смерти Л.К. Тиффани лампа была продана общественным преемником художнику Чарльзу Берману в 1938 г. Сменив несколько владельцев, лампа выставлялась на торги дважды аукционом Sothebys в 1985 и 1992 году. Последний владелец — Такео Хориучи. Ваза продается на аукционе Michaan с начальной стоимостью 1 000 000–1 500 000 $. Если лот будет приобретен, интересно, какова будет его окончательная цена?

Единственный экземпляр Тиффани-лампы

Клеймо на лампах

На каждом абажуре были такие варианты оттисков с непременным номером модели:

Основания содержали такой оттиск:

На протяжении недолго времени оттиск на базах содержал вензель:

Совпадающий номер абажура и основания указывает, что объекты созданы для одной модели, тем самым поднимая стоимость лампы.

Настольные лампы Tiffany

При оформлении интерьера дизайнеры часто сталкиваются с необходимостью создать в нем дополнительные штрихи, чтобы сделать обстановку более яркой и уютной. В поисках подходящего изящного элемента декора профессионалы часто обращают свое внимание на настольные лампы от Tiffany. Они отличаются своим броским и необычным внешнем видом, в котором удачно сочетаются прекрасный вкус дизайнеров, витражное стекло и атмосфера дорогой роскоши.

Создателем дизайна настольных ламп Tiffany считается Тиффани Луис Комфорт. На это его вдохновило витражное стекло, которое к тому времени стало пользоваться меньшей популярностью среди производителей и постепенно вытеснялось более дешевым материалом из использования в оформлении элементов декора. Именно поэтому первое, к чему Луис Тиффани проявил интерес, так это к качеству витражного стекла.

Гонимый чувством ответственности за свои изделия, этот человек отправился на поиски «идеального стекла» для будущих настольных ламп. При этом он не искал возможности купить его, а узнавал о способах его создания, чтобы представить уникальный материал для создания ламп от Tiffany. И вскоре ему это удалось.

В XX веке бренд выкупил небольшое стекольное предприятие, на котором художник продолжил экспериментировать со светотенью и устойчивостью стекла к внешним условиям. В методике создания витража Луис Тиффани использовал медную фольгу, а также оловянный припой для собирания маленьких частиц в одно большое произведение – именно так впоследствии отзывались о его работах критики.

Качество производимого стекла оценили все ценители прекрасного без исключения, и Tiffany благополучно участвовал в создании окон и предметов декора для церквей и храмов, прежде чем сосредоточил свое производство на более доступной для приобретения каждым желающим вещи – настольной лампы.

Красивые отблески света в сочетании со свойственными изделиям от бренда Tiffany изысканностью и элегантностью скрасят интерьер, сделают его более роскошным. Современные модели не уступают по красоте и качеству своим предшественникам и изготавливаются по улучшенной технологии Луиса Тиффани, благодаря которой стекло собирает и красиво рассеивает свет от лампочки внутри плафонов.

Главными особенностями настольных ламп, за которые их так любят многие коллекционеры и просто любители эстетичных вещей этого бренда являются:

  • Оригинальный дизайн. Красочное витражное стекло в совокупности с продуманным до мелочей дизайном делает модели крайне интересными, уютными и солнечными. Удивительные, почти сказочные композиции привлекают к себе внимание своей необыкновенной красотой и сложностью в исполнении. А свет, легко проникающий и отражающийся от фрагментов, делает лампу еще более привлекательной и желанной для многих любителей роскоши
  • Высокий уровень качества и прочности. Закалённое стекло в сочетании с продуманным расположением мелких деталей на поверхности плафона делает настольную лампу от Tiffany крайне прочной к незапланированным ударам и устойчивой к другим возможным неприятностям. Благодаря этой особенности и бережному уходу за поверхностью изделия лампа может прослужить своим владельцам не одно поколение, о чем свидетельствует прекрасное состояние многих антикварных экземпляров
  • Тонкая контурная графика. Искусное исполнение плафонов и ножек настольных ламп специалистами бренда Tiffany делает их не только весьма привлекательными для приобретения, но к тому же они составляют художественную ценность.

Именно поэтому антикварными моделями очень часто интересуются многие коллекционеры, желающие заполучить столь изысканное произведение в свой список «победных приобретений»;

  • Использование в одной работе сразу несколько техник. Традиционно природные мотивы дизайна в сочетании с качественными материалами и богатой фантазией дизайнеров способны создать необыкновенные изделия, в которых преобладает использование сразу несколько техник: от подгонки простых больших элементов до кропотливой работы над мелкими деталями. Благодаря этому окончательный вариант ламп выглядит как полноценная композиция, что несомненно так нравится в этих настольных лампах их поклонникам
  • Универсальность. Широкий ассортимент производителя помимо традиционных витражных изделий предлагает своим покупателям и более современные модели со стеклянным плафоном. Именно поэтому среди всего модельного ряда не составит особого труда подобрать лампу под любой стиль в интерьере и пожелания клиента
  • Возможность изготовления лампы на заказ. Бренд Tiffany поддержит и разовьет идею своего покупателя, сделает все необходимое для того, чтобы окончательный вариант устроил клиента по всем параметрам. Благодаря этому готовый экземпляр не только будет считаться уникальным, но к тому же станет наиболее подходящим дополнением для конкретного интерьера.

Витражам свойственны плавные линии и природные оттенки в стиле Модерн. Ассортимент бренда включает в себя такие формы плафона, как шаровидные или конусные. Основа, как правило, отливается из бронзы и имеет устойчивое основание.

Такие настольные лампы будут интересно сочетаться со многими стилевыми направлениями в дизайне комнаты, вне зависимости от предназначения помещения и его цветовой гаммы.

Ассортимент Tiffany разнообразен и включает в себя модели настольных ламп с классическим затейливым дизайном. Среди них найдутся варианты для любого интерьера и запросов владельца.

Данная комната должна иметь декор, выполненный в спокойной цветовой палитре. В спальне любителя классики и традиционных вещей будет уместна настольная лампа из серии «Perla». Ее дизайн способен привнести в комнату уют. Сам плафон имеет детали с плавными изгибами, выполненные в теплых коричневых, янтарных и медовых оттенках. Арматура украшена резным узором и выполнена из металла в темно-коричневом цвете.

Также стоит ознакомиться с более современной моделью, как настольная лампа из серии «Prismen». Плафон заслуживает отдельного внимания, поскольку с помощью специальных технологий светопередача в нем построена таким образом, чтобы создать ассоциацию с драгоценным камнем. При включенном свете он выглядит особенно изящно, а красивые блики не оставят покупателя равнодушным. Черная металлическая классическая ножка лишена декоративных элементов, чтобы не отвлекать внимание от плафона.

В зависимости от дизайна гостиной можно подобрать настольную лампу более нежной или яркой цветовой палитры. Так, например, изделие из серии «Sherburg» подойдет для украшения комнаты, выполненной в стиле Прованс или Шале. Она имеет высокую устойчивую арматору в английском стиле и простой бежевый плафон с полупрозрачными вставками из стекла.

Такой ненавязчивый, но элегантный дизайн подчеркнет утонченный вкус владельца дома и плавно впишется в интерьер.

Ярким заметным штрихом в дизайне станут лампы из серий 816-80, 817-80 и 818-80. Они имеют интересный витражный плафон с цветочной композицией на нем, что добавит интерьеру красок и разнообразит его. В зависимости от вкуса клиента, можно приобрести настольную лампу со сложным или простым исполнением витража плафона.

Просторная кухня или отдельная столовая не обойдется без дополнительного источника света. Настольная лампа кстати будет на кофейном столике или рядом с зоной, предназначенной для расслабления и отдыха. При выборе подходящей лампы стоит обратить внимание на серию «Carotti» от Tiffany. Она выделяется ярким насыщенным витражом с изображением натюрморта на нем. Это очень красивая и «живая» композиция, которая благодаря своим краскам способна поднимать настроение и пробуждать аппетит. На нем изображены груши, яблоки и попугаи, которые несомненно впишутся как в более традиционный, так и в весьма экзотический интерьер.

Более классический дизайн будет у плафона лампы из серии «Garden». На нем также изображен натюрморт, но благодаря однотонному молочно-бежевому фону он смотрится изящно и интересно. Яркие краски разнообразных фруктов подчеркнут назначение столовой и станут ее главной «изюминкой» в декоре комнаты.

Детская спальня нуждается в ярких красках и необычных вещах. Вряд ли ребенка привлекут роскошные классические варианты настольных ламп от Tiffany, но совершенно точно заинтересуют их изделия из серии 801. В нее входят весьма искусно выполненные с помощью витража и металла настольные лампы в виде бабочек.

Преимущество таких моделей для детских заключается комнат в том, что лампа находится внутри изделия, и у ребенка не будет желания потрогать ее или отвинтить, как это может произойти с лампами, которые оборудованы открытым плафоном.

Настольные лампы от Tiffany – прекрасный вариант для любого дома и стиля интерьера. Большой ассортимент позволит отобрать наилучший вариант для каждой комнаты. Качественные лампы от данного бренда заслужили положительные отзывы не только от обычных, но и известных в массах людей.

В этом видео вы увидите настольную лампу Tiffany BT 1646:

Лампы Тиффани: описание, особенности, фото, история создания

Содержание

Лампы Tiffany – это стиль лампы, первоначально созданный и сделанный знаменитым Луис Комфортом Тиффани, старший сын Чарльза Льюиса Тиффани, известного владельца знаменитой ювелирной фирмы Tiffany & Co. Сын предпочел преследовать своим собственным художественным интересам вместо того, чтобы присоединиться к семейному бизнесу.

Луис был одним из самых известных художников Америки. Он завоевал практически все декоративные направления, проектировал, руководил своими студиями для производства окон из стекловолокна, мозаики, стекла, керамики, металлоконструкций, эмалей.

Он начинала карьеру, работая под влиянием таких живописцев, как Джордж и Самуэль Колманы. Обладая финансовыми средствами, часто путешествовал по Европе, Северной Америке, где получил вдохновение для самой известной своей картины «Заклинатель змей в Танжере».

Первые лампы Тиффани

Идея по созданию ламп пришла неожиданно. При изготовлении оконных витражей оставалось огромное количество неиспользованного материала, чтобы он не пропадал – Луис Комфорт решил попробовать сотворить что-то новое, полезное, после чего появился первый экземпляр лампы.

Он первым придумал соединить маленькие разноцветные стеклышки полоской медной узкой фольги и свинцовых протяжек, в связи с чем, появился первый абажур в такой технике. Его лампы быстро стали популярными как в стране, так и за рубежом. Ремесленники устанавливали крошечные кусочки стекла в различные узоры, изображения. Со временем создатель изобретал новые способы получения разных цветовых решений, некоторые из них позже запатентовал.

Тиффани начал проектировать настольные лампы, чтобы больше людей наслаждались искусством и красотой в своем собственном доме. Цветное стекло, страсть к любимой работе помогали создавать новые шедевры. Пока окна служили для того чтобы передавать необыкновенный свет днем, светильники предоставляли новый, магический источник освещения, который использовали в вечернее или ночное время.

Масштабное их изготовление началось в 1885 году. Уже в 1899 Луис публично представил лампы для продажи. По началу 1890-х годов компания решила сконцентрироваться на крупномасштабном производстве витражей, выдувного стекла, ламп, различных декоративных предметов быта для розничной продажи. Они были доступны покупателям в различных формах и размерах.

Как создавались абажуры для ламп

  • • Первым этапом в разработке было начертание эскиза. Даже самый маленький элемент рисовали на бумаге, каждый из них был под своим номером.
  • • Дальше делалось стекло в запланированном цвете (или бралось из остатков), вырезалось стеклорезом. После, мастера шлифовали каждый край и по всему периметру налаживали полоску из фольги.
  • • На уже изготовленный и расчерченный из дерева абажур прикрепляли фрагменты, соединялись паяльником их между собой (это делали с внутренней и наружной стороны для лучшего фиксирования и аккуратного вида).
  • • Так же был и другой вид абажуров . Его просто выдували из стекла по намеченной форме и украшали различными элементами дизайна.

Чаще всего в дизайне присутствовали изображения природных мотивов – цветы, деревья, пейзажи. Вдохновением служили витражи, которые Тиффани видел, путешествуя по Европе. Он стал в какой-то мере основоположником стиля Модерн.

Главным характерным отличием его изделий так же можно отметить стойки для светильников, которые можно было прибрести отдельно. Их делали из бронзы, поверх украшали плафонами из витража самых различных форм: конусные, в виде купола, с неровными краями вверху и снизу, с геометрическими изображениями и градиентными переходами на стеклышках. Все они индивидуальны и уникальны.

Самые популярные и узнаваемые модели светильников во всем мире

1. «Маки»: широкие конусные абажуры, их края завершал ряд прямоугольных «кирпичиков». Украшены изображениям цветов с листьями, которые соответствуют названию.

2. «Нарциссы». В отличие от первого варианта данные витражи исполнены в более приглушенных, теплых пастельных тонах: желтый, оранжевый, белый, зеленый оливковый.

3. «Стрекоза» была выставлена на аукцион за 300 тыс. долларов, но окончательная цена составила $2,1 млн. Данный экспонат принадлежал Эндрю Карнеги, а позже его родственникам.

4. «Глициния». Особенностью является мельчайшая витражная кладка и стойка в виде ствола. Этот шедевр был продан за $1,5 млн. на одном из аукционов. Изготовлен по мотивам тропического растения – Глицинии.

5. Светильник «Розовый лотос» стал самым дорогим экспонатом. $2,8 млн. Выполнена из более 2000 кусочков стекла, на данный момент она находится в одной из частных коллекций и считается самой дорогой в мире.

Как закончился бизнес по изготовлению величайших витражей

Бизнес творца начал угасать незадолго до первой мировой войны. 1917 года – Тиффани ушел в отставку, позволяя некоторым из его сотрудников продолжать продавать изделия и печи для изготовления стекла. После смерти (1932 год), популярность его разработки стремительно снизилась. В течение двух десятилетий конструкции Луи Комфорта Тиффани были забыты. Спустя время лампы Тиффани вновь обрели популярность, экспонаты начали выставлять в разных музеях, коллекционеры находились в постоянных поисках данного раритера. Многие мастера из-за такого спроса пытались копировать известные светильники, но это было практически невозможно. Сегодня работы творца высоко и ценится по всему миру как дизайнерские вещи в стиле модерн.

Лампы «Тиффани». Как витраж изменил историю светильников?

Только человек, безгранично увлеченный своим делом, мог сотворить то, чем не перестают восхищаться уже более столетия. Таким человеком был Чарльз Льюис Тиффани, основатель ювелирной компании Tiffany&Сo, продукция которой — предмет мечтаний почти всех представительниц прекрасного пола. Таким же был и его сын, Луис Комфорт Тиффани — художник и дизайнер из Нью-Йорка. Правда, страстно влюблен он был не в дизайн ювелирных изделий, а в витражи.

На первых этапах своей карьеры он занимался созданием оконных витражей, лампы же стали побочной ветвью его творчества. Чтобы не выкидывать стеклянные кусочки-обрезки, оставшиеся после «раскройки» стекла для витражей, он придумал собирать из них более практичные вещи — абажуры. Л. К. Тиффани, «Автопортрет»Фото: Источник

Идея оказалась настолько удачной, а её исполнение настолько идеальным, что, появившись впервые на чикагской Всемирной ярмарке в 1893 году (знаменитой World’s Columbian Exposition, одной из самых масштабных выставок), лампы Тиффани моментально прославились. Их приобретали музеи и коллекционеры, ими восхищались искусствоведы. И конечно, эти утонченные и дорогие произведения искусства (ни больше ни меньше) служили украшением интерьера аристократов.

К слову, создатель необычных светильников предлагал различные варианты их конструкций: для масляного освещения и для электрического, которое в то время только-только стало общедоступным. Позднее лампы с абажурами «Тиффани» стали выпускаться серийно в мастерских дизайнера, а производство стало носить название Tiffany Glass Company. Фото: Depositphotos

… по уникальной технологии

Помимо того, что Луис Тиффани заложил «первые кирпичики» моды на витражные светильники, он оставался, как и прежде, верен своему увлечению — изготовлению витражей. Его изысканные и неповторимые работы имели большой успех и широкое признание, но он продолжал совершенствовать свое мастерство. Именно потому Луису Тиффани удалось совершить своего рода революцию: перевернуть представление о витражах как о декоративно-прикладном искусстве.

Ему принадлежит идея соединять самые мельчайшие стеклянные кусочки разного цвета, используя для этого тонкую полоску медной фольги, чтобы оборачивать грань каждого стеклянного элемента. Прежде в качестве таких «прожилок» между цветными обрезками выступали свинцовые прутья: грубоватые, по мнению Луиса. И только металлическая фольга позволила аккуратно спаивать крошечные элементы для создания сложнейших работ. Именно филигранность и стала визитной карточкой Тиффани-ламп и прочих поздних витражных работ художника. Фото: Источник

Кроме того, Луис Тиффани и само стекло для своих произведений старался довести до совершенства. Художественное чутье мастера требовало идеального соответствия тонов и оттенков его «красок» — стеклянных кусочков.

Потому, если желаемого цвета стекла не было, он экспериментировал с процессом его создания. К примеру, накладывал тонкие стекла разных оттенков друг на друга, пока не был абсолютно удовлетворен результатом. Или изготавливал и использовал иризирующее стекло с тончайшим, переливающимся металлическим покрытием. К слову, это стало его отличительным, фирменным знаком. Л. К. Тиффани, витраж «Нагорная проповедь», Церковь Арлингтон-стрит, БостонФото: Источник

…в неповторимом стиле

Луисом Тиффани были созданы шаблоны, своего рода витражные рисунки, по которым на производстве выпускали (и выпускают до сих пор) разнообразные модели дизайнерских светильников: ламп с абажурами, люстр. И за самыми известными, популярными, а также сделанными руками самого мастера охотятся коллекционеры всего мира. Знаменитые лампы «Маки», «Паутина», «Глицинии» уходят на аукционах уровня Sotheby’s за сотни тысяч долларов (а то и за миллионы).

И хотя оригинальные Тиффани-лампы, выпущенные под руководством дизайнера, уже можно считать раритетными, технологии, разработанные Луисом Комфортом Тиффани, актуальны и применяются в производстве до сих пор. Кроме того, немало дизайнеров переняли его идею и выпускают изделия в стиле «Тиффани»: осветительные приборы с основой из витражных стекол. Так страсть знаменитого художника и дизайнера к витражам навсегда осталась в истории светильников. Фото: Источник

Что еще почитать по теме?

Что вам известно о художественных витражах? Как поселить дома сказку? Неожиданные витражи In vitrum veritas, или Что такое витражные краски?