Звоните нам
г.Вологда, улица Сергея Орлова, 4

Как залить дорожку на даче своими руками

Как залить дорожку из бетона своими руками на даче и садовом участке

Бетон – бюджетный вариант оформления аллей на собственном садовом участке. Бетонирование представляет собой заливку раствора в подготовленную опалубку и позволяет сделать дорожки из цемента в саду своими руками, служащие для удобной ходьбы и перемещения хозяйственного инвентаря по территории. Из бетонной смеси можно отлить красивые аллеи любой формы и толщины. Армирование конструкции сильно повышает ее прочность. Такие тротуары просты в уходе, долго служат и легко декорируются акриловой краской.

Бетонная дорожка на дачном участке

Достоинства и недостатки бетонированных дорожек ↑

У бетонных дорожек много неоспоримых достоинств:

  • Срок службы тропинок из бетона около 25 лет, материал прочный и долговечный. Армирование придает им еще большую устойчивость к нагрузкам.
  • Бетонные ленты имеют невысокую стоимость, в составе бетона простые компоненты, которые вы легко купите в строймаркетах.
  • Заливка аллей цементным раствором легкая и быстрая, она намного проще, чем строительство лент из плитки или других схожих материалов.
  • Если на садовом участке имеются близко расположенные подземные воды или проблемные грунты, то ленты из бетона, защищенные от влаги и залитые на большую глубину – единственное решение.
  • Можно дополнительно повысить морозостойкость, если при замешивании смеси из цемента и других ингредиентов добавить специальные химические добавки.
  • В процессе строительства садовых дорожек своими руками есть возможность заняться дизайном и украсить участок, отлив тропинки разных необычных форм и расцветок.

Комбинирование материалов

Однако такие проходы на даче или садовом участке не лишены и недостатков:

  • Из-за движения грунта трещины могут появиться на поверхности.
  • Массивные садовые дорожки, сделанные из бетона, становятся капитальными элементами общего плана участка. Вы не сможете их никуда перенести, а демонтировать эти конструкции очень трудоемко.
  • Заливку нужно проводить только при хорошей погоде, причем дождей по прогнозу не должно быть на пару дней вперед после даты окончания работ.
  • Самостоятельное вымешивание бетона лопатой не дает нужного качества, поэтому для заливки понадобится бетономешалка.
  • Подготовительный этап включает трудоемкий процесс создания опалубки.

Островная форма

Бетонируем дорожку по всем правилам ↑

Сооружать своими руками садовые дорожки из бетона нужно не менее серьезно, чем закладывать фундамент дома. Действуйте по плану, строго соблюдая последовательность действий.

Схема и элементы конструкции

Разметка проходов на участке ↑

Планирование участка и разметка проходов выполняются в следующей последовательности:

    1. Предварительно придумайте и нарисуйте на бумаге план участка со строениями и разметьте места будущих тропинок. Так вы сможете найти наилучшие варианты расположения проходов. После заливки переместить бетонную ленту уже не получится.
    2. Подготовьте веревку и колышки.
    3. Чтобы найти возможные помехи на пути, например, в виде деревьев, камней или других препятствий, в местах поворота установите колышки и соедините их веревкой.
    4. После проверки оцените целесообразность заливки по выбранной траектории. Если есть габаритные и сложные в демонтаже объекты, перепланируйте расположение.
    5. После окончательной разметки удалите грунт. Ширину приямка сделайте больше, чем бетонная лента, на 30 см, для последующей установки опалубки.
    6. Откопайте приямок. Глубину выбирайте, ориентируясь на структуру грунта:
      • Если в почве много песка, то бетон можно лить прямо на землю и хватит глубины в 10 см. Перед заливкой предварительно утрамбуйте грунт.
      • В ситуации, когда почва влажная, а зимы морозные, подготовьте подушку из щебня толщиной 10–12 см. Это убережет застывший раствор от последствий пучения промерзающей почвы и появления трещин. Углубите приямок на высоту подушки, прибавленную к высоте ленты. Уплотните грунт перед отсыпкой щебня.
      • Также учтите, будут ли по проходу проезжать автомобили. В этом месте слой сделайте чуть больше, чем 15 см. При заливке этого участка добавьте в бетонную смесь больше цемента для прочности.
    7. Планируйте бетонирование дорожки так, чтобы она поднималась на 1,5–2 см над остальным грунтом. Это сбережет от загрязнения почвой и повреждений, а также упростит передвижение по участку.
    8. Если бетонная лента будет пересекать поливные трубы и через нее будет проходить водосток, то заранее подготовьте монтажные гильзы.

Подготовка приямка

Как сделать опалубку для садовой дорожки ↑

Бетонные аллеи на садовом участке могут быть как обычной прямоугольной формы, так и закругленной. Вы сможете этого добиться, если сделаете опалубку из гнущихся материалов, которые выдержат давление бетонной смеси, например, фанеры или пластика. Если вы будете мастерить изогнутую конструкцию из досок, то чем круче будет изгиб, тем меньшую длину досок используйте.

Не делайте опалубку для всей длины ленты, ее все равно нужно заливать частями. После схватывания бетона перемещайте опалубку дальше по ходу заливки. Так вы сэкономите на досках.

Существуют специальные формы для заливки дорожек на даче. Вы можете пойти в магазин и купить шаблоны, или сделать трафареты самостоятельно из дерева или листового железа, скрепленного в нужной форме.

Начальный этап сооружения изогнутой опалубки

Строительство опалубки:

      1. Возьмите доски 2,5х10 см или 5х10 см.
      2. Сшейте доски. Для этого положите их на твердую поверхность одну за другой, снаружи вертикально скрепите крепкими планками.
      3. Старайтесь, чтобы поверхность досок изнутри короба опалубки была ровной. Переверните получившуюся конструкцию и загните выступающие метизы, если такие есть.
      4. Установите доски в приямке на предварительно утрамбованный грунт или подушку из щебня. Высота опалубки должна быть равной высоте будущей дорожки. Проверьте горизонтальность установленных досок строительным уровнем.
      5. Расстояние между досками должно соответствовать планируемой ширине садовой дорожки из бетона. Выбирайте ее на ваше усмотрение. Обычно на даче льют тротуары шириной 60–90 см. Стяните опалубку, зафиксировав ее поперечными планками, набитыми поверх установленных досок.

Сооружение дорожки с помощью трафарета

Термические швы и изоляционная подушка ↑

Обязательно делайте «подушку» под бетон. Положите на дно приямка гидроизоляционный материал – рубероид, агроволокно или геотекстиль. В устроенный приямок ровным слоем засыпьте гравий диаметром 19–25 мм. Сверху просыпьте крупнозернистый песок, полейте водой и плотно утрамбуйте.

Из-за изменения температуры бетон может пойти трещинами. Для предотвращения этого сделайте подготовку для термических швов. Для этого через 1,5–3 метра по всей протяженности дорожки разместите перпендикулярно установленной опалубке рейки до самого грунта. Используйте планки толщиной в 15–20 мм.

Если вы планируете убрать планки после заливки и отвердевания бетона, нанесите на них любой смазочный материал. Если вы решили оставить разделители в растворе, делайте их одной высоты с продольной опалубкой.

Термические швы предотвращают трещины

Армирование для прочности и долговечности ↑

Бетон, залитый с интервалом в 24 часа, трескается намного быстрее. Армируйте садовую дорожку, чтобы избежать трещин и ужесточить конструкцию. В качестве составляющих для армирующего слоя вы можете использовать сетку-рабицу, металлические трубы, куски толстой проволоки и другие метизы.

Лучшим армирующим слоем будет сварная сетка с ячейками 10х10 см и диаметром прута в 8 мм.

      1. Для армирования бетона подготовьте нужное количество сетки.
      2. Установите в траншее куски кирпича для опоры или сделайте ножки-фиксаторы из проволоки.
      3. Уложите сетку на подготовленное основание, отступив от продольных краев траншеи на 3 – 5 см.
      4. При возможности прикрепите сетку к основанию, чтобы при заполнении траншеи раствором она не сместилась.

Армирование для прочности

Армирование дорожки в саду позволит сделать меньший слой бетона.

Инструменты и материалы для работы ↑

Перед началом заливки нужно знать, что входит в состав и как приготовить цементный раствор для садовой дорожки правильно.

Бетонная смесь состоит из цемента марки М500, его нужна 1 часть, песка, его берут в соотношении 3,5 части от общего объема смеси, и щебня фракцией 10–20 мм, который добавляют в пропорции 5,7 частей. Воды используют 0,5–1 часть. Соотношение цемента и песка для садовых дорожек соответствует марке М150.

Пропорции бетона нужно знать, чтобы произвести точный расчет цемента, песка и наполнителя, которые потребуются для приготовления нужного количества бетона.

Толщина бетонной дорожки на даче определяется ее назначением и наличием армирования.

Для бетонирования понадобятся инструменты:

      • подборная лопата
      • ведра
      • емкость для замесов раствора или бетономешалка
      • правило или ровная рейка
      • мастерок
      • штукатурная гладилка.

Пропорции бетонных растворов разных марок

Приготовления бетонного раствора для дорожки ↑

Для заливки дорожки из бетона приготовьте раствор вручную или с помощью бетономешалки.

Приготовление бетона с помощью бетономешалки состоит из этапов:

      1. Включите агрегат. Налейте в бетономешалку воду, оставив 10-15% для последующего добавления. Это упростит дальнейшее перемешивание.
      2. Засыпьте цемент и подождите одну минуту, затем добавьте песок. Получившуюся песчано-цементную смесь для садовых дорожек перемешивайте в течение 2-3-х минут до образования однородной массы.
      3. Засыпьте наполнитель и влейте оставшуюся воду. Мешайте цементный раствор до однородности, но не более 7 минут, иначе цемент может начать прихватываться.
      4. Вылейте полученную массу в тачку или непосредственно в опалубку. Если всю смесь сразу переместить к месту заливки не получается, оставьте бетономешалку с оставшимся раствором включенной.

Бытовая бетономешалка

Если бетономешалки нет, производите замес вручную. Подготовьте старую ванну или глубокое корыто. В них удобно перемешивать раствор.

      1. При ручном способе приготовления поместите все сыпучие составляющие раствора в лоток для замеса и очень хорошо перемешайте их подборной лопатой.
      2. Влейте воду и интенсивно перемешивайте. Поддевайте смесь со дна и переворачивайте ее лопатой, не забывая про углы. Размешивайте до получения густой и однородной консистенции. Бетонная масса должна сползать с лопаты медленно и не расслаиваться.

Ручной способ приготовления бетона

Заливка садовой дорожки раствором ↑

После приготовления бетонного раствора залейте дорожку своими руками. Поместите его в подготовленные сегменты опалубки, разделенные перемычками.

Заливка готового раствора в подготовленную опалубку

      1. Уплотните бетон, протыкая его вертикально мастерком или куском арматуры. Слегка постучите молотком по опалубке, этим вы удалите воздушные пустоты, образующиеся при заливке раствора.
      2. Выровняйте поверхность правилом или рейкой по уровню установленной опалубки. Двигайте раствор, направляя его к себе и в стороны.
      3. Чтобы вода могла уходить, сделайте небольшой уклон, достаточно 10 мм на 1 метр ширины.
      4. Подождите, пока сверху выступит вода, и окончательно загладьте поверхность мастерком или гладилкой.
      5. Накройте залитую поверхность плотной пленкой, чтобы вода из цементного раствора быстро не испарилась, и бетон не пошел трещинами.
      6. На следующий день проверьте гладкость ленты, стешите неровности острым инструментом, например, топором.
      7. Для термических швов после застывания смеси через 1-2 дня осторожно удалите разделительные планки. На место убранной рейки установите термическую прокладку.

Схема дорожки из бетона

      1. Если заливаемая лента подходит встык к другому бетонному основанию, проложите между ними термическую прокладку и герметизируйте стык, чтобы и дорожка, и другая бетонная конструкция могли деформироваться под воздействием температуры обособленно и не оказывали взаимного давления.
      2. Пока бетон не полностью схватился, сделайте специальным мастерком поперечный надрез поверхности на глубину в ¼ от ее толщины. Этот шов нужен, чтобы лента не пошла трещинами.

Выравнивание поверхности

Частичная готовность

Как украсить бетонные дорожки ↑

Чтобы дорожки из бетона в саду смотрелись не как серые тротуары, их можно сделать рельефными с имитацией камня или яркими, окрасив в разные цвета. Эффектно сморится комбинирование материалов, например, сочетание с галькой или газонной травой.

Имитация булыжника

Формирование камня

Пошаговая инструкция по покраске ↑

Окрашивание помогает создать на участке уникальную ландшафтную композицию, но только соблюдение технологий гарантирует результат. Наиболее практичное покрытие получится, если окрасить бетон для садовых дорожек в процессе замеса. Для этого достаточно добавить специальные цветные пигменты, которые не растворяются в воде, не выгорают на солнце и не блекнут под воздействием химических веществ.

Минеральные пигменты

Выбирая, чем покрасить бетонные дорожки, отдавайте предпочтение полиакриловым краскам для внешних работ. Их состав позволяет бетону дышать и не дает влаге разрушать его структуру. Такое покрытие не выгорает на солнце и стойко выдерживает механические воздействия.

Латексные, полиуретановые и полихлорвиниловые составы защищают от разрушения. Масляная краска для не подходит, она впитывается в поры и приводит к трещинам.

Использование форм и пигментов

Если нужно освежить старые конструкции, соблюдайте порядок покраски бетонных дорожек своими руками:

      1. Перед покраской уберите пыльный и грязевой слой с поверхности. Если вы собираетесь красить дорожку, сделанную в форме плитки, уберите всю траву из швов.
      2. Если поверхность была ранее покрашена, металлической щеткой сотрите все остатки старой краски и обеспыльте основание.
      3. Если на поверхности есть сколы и другие повреждения, замажьте их шпатлевкой или герметиком.
      4. Обезжирьте поверхность ортофосфатным раствором или другими химическими веществами для удаления пятен.
      5. Обработайте грунтовкой глубокого проникновения в два слоя. Перед тем как наносить второй слой, дождитесь, пока первый высохнет полностью.
      6. На подготовленное основание нанесите тонкие слои краски с перерывом в 12 часов для полного высыхания.

Грунтовка бетонного основания перед покраской

Особенности окрашивания разными инструментами ↑

Для работы можно выбрать один из инструментов для покраски дорожки:

      • кисть
      • валик
      • распылитель.

Покраска с помощью кисти

При покраске кистью вы сможете прокрасить все неровности, но при таком способе остаются полосы от ворса.

Валиком удобно красить ровные поверхности. Не берите инструмент с поролоновой шубкой, он оставляет пузырьки воздуха. Стыки плит прокрасьте кистью.

Если вы решили красить дорожки распылителем, то предварительно потренируйтесь. Если передержать работающий аппарат на одном месте, там образуются потеки и испортят результат. Кроме того, нужно найти расстояние, на котором не получится окраски «в крапинку».

Яркая тропинка в саду

Берегите окрашенное покрытие от песка и подобных абразивных материалов. Мойте проходы из шланга и вытирайте объемной губкой.

Заливка бетонных дорожек своими руками – интересный и несложный процесс. Чтобы сделать красивые аллеи, потребуются немногочисленные доступные материалы и инструменты, а на результат вы будете любоваться долгие годы. Если самостоятельная заливка кажется сложной, то обратитесь к мастерам, они смогут сделать тропинки на участке по вашему желанию и проекту.

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами)
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений)
  • прочность и долговечность
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы
  • подготовка грунта
  • монтаж опалубки
  • формирование подушки
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300
  • песок
  • щебень
  • гидроизоляционные добавки в бетон
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки
  • деревянные или стальные колышки
  • кувалда или молоток для забивания колышков
  • емкость для замешивания раствора
  • пара лопат
  • стальная строительная сетка
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Бетонные дорожки на даче своими руками: как правильно залить тропинки, инструкция + фото лучших вариантов

Изготовление бетонных тропинок имеет положительные и отрицательные стороны.

Рассмотрим сначала достоинства:

  1. Простота обустройства дорожек по сравнению с подобными по качеству мощеными материалами.
  2. Состав бетонного раствора включает в себя материалы, которые можно приобрести по невысокой цене.
  3. Долговечность и надежность дорожек позволяет сохранять их прямое назначение на протяжении 20–30 лет.
  4. При использовании специальных строительных добавок тропинки становятся морозостойкими, что повышает срок эксплуатации.
  5. Влагозащитные свойства, что особенно уместно при близком залегании грунтовых вод.
  6. В процессе заливки бетона можно воплотить оригинальные идеи по оформлению садовых дорожек.

Тропинки из бетона имеют небольшие недостатки:

  1. Высокая трудоемкость подготовительных работ, особенно при возведении опалубки.
  2. Большая зависимость от погодных условий при заливке дорожек. Выпадение осадков даже через несколько дней после окончания работ может повлиять на срок эксплуатации тропинок.
  3. При движении грунта на поверхности появляются трещины.
  4. Качество ручного перемешивания бетона может оказаться недостаточным. Для такой работы целесообразно будет использование бетономешалки или других приспособлений.
  5. Исключается возможность переноса готовой дорожки.

Видео «Бетонная дорожка для сада, сделанная своими руками»

Из этого видео вы узнаете, как своими руками сделать качественную дорожку для сада.

Основные правила постройки

Для надежности садовых тропинок нужно при строительстве соблюдать четкую последовательность и правильно выполнять работы. Изготовление дорожек потребует прохождения следующих этапов:

  • проектные работы
  • разметка территории
  • выкапывание грунта
  • установка опалубки
  • устройство подстилающего слоя
  • изготовление армирования
  • заливка раствора.

Строительство своими руками

Для выполнения работ потребуется песок, цемент, щебень и металлическая сетка для армирования. Из инструментов необходимо подготовить:

  • несколько разных лопат
  • набор инструментов плотника
  • измерительные приспособления
  • дрель со специальной насадкой или бетономешалка
  • мастерок, гладилка.

Разметка участка и подготовка грунта

Используя пошаговую методику, рассмотрим все этапы проведения работ:

  1. Прежде всего нужно выполнить проект, в котором будут начерчены дорожки и указано их назначение. Для центрального прохода принимают ширину, равную 1,5–2 м, остальные тропинки будут иметь размер 0,8–1 м. Необходимость бетонирования проходов между грядками ограничится шириной 40–50 см.
  2. С помощью веревки и колышков нужно сделать разметку будущих дорожек. Ширину намеченных линий делают на 10-15 см больше – для установки опалубки. Все помехи, возникающие на пути разметки, необходимо обогнуть, сохраняя при этом поперечный размер тропинки.
  3. Грунт внутри разметки выкапываем лопатой – глубиной 15 см. Если грунт песчаный, то копать можно не глубже 12 см.

Опалубка

Для изготовления опалубки понадобятся доски небольшой толщины (2–5 см). Ширина этих деревянных реек должна быть не меньше высоты будущих тропинок (15–20 см). Прямые участки оборудуем с помощью таких брусьев, а для поворотов применяют фанеру или другой подобный гибкий материал.

Придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. Доски опалубки нужно сбить с помощью дополнительных реек, которые располагают с наружной стороны конструкции.
  2. Далее производится установка бруса по контурам дорожки. Высота верхней плоскости реек должна быть на 3–5 см выше грунта и соответствовать проекту.
  3. Плавные формы закруглений необходимо сделать по месту, используя подсыпку из песка.
  4. После установки продольных досок их закрепляют самодельными распорками выше уровня тропинок на 2–3 см.

Подушка

Дно полученной траншеи накрывают агроволокном или рубероидом. Затем засыпают мелким щебнем и песком толщиной 3–5 см. Подстилающий слой нужно смочить и утрамбовать. Чтобы дорожка не трескалась при сезонных колебаниях температуры, через каждые 2–3 м необходимо делать установку поперечных разделительных брусков толщиной 15 мм. После бетонирования эти рейки удаляют.

Армирование

В качестве армированного материала могут быть использованы различные металлические изделия: сетка, прутья, профили. Это позволит сделать малыми затраты на изготовление армирования. Важно, чтобы все было связано в одно звено, которое противостоит разрыву бетонной тропинки. Оптимальным материалом для выполнения такой работы будет сварная сетка с квадратными ячейками 10х10 см.

Необходимо сделать следующее:

  1. Подготовить необходимое количество армирующего материала.
  2. Покрыть траншею сетками или другими металлоконструкциями на высоте 5–8 см от слоя подсыпки. По краям траншеи остается 3–5 см без армирования.
  3. Закрепить все металлические элементы между собой и с опалубкой, чтобы избежать смещения при заливке бетоном.

Заливка

После окончания подготовительных работ переходим к завершающим:

  1. Подготовка бетона. Необходимо приготовить смесь цемента, песка и щебня в пропорции 1:3:1. Цемент использовать марки М-400, а щебень – мелкой фракции. Указанное соотношение цементного состава позволит садовой дорожке сохранять форму и свойства на протяжении многих лет. Для заливки верхнего слоя можно использовать готовую смесь пескобетона. Перед приобретением такого материала необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией от производителя, т. к. существующие марки имеют разное назначение. Использование специальных добавок продлит срок эксплуатации бетонных тропинок.
  2. После тщательного вымешивания раствора до сметанной консистенции можно залить бетон в траншею. В соответствии с проектом выдерживается необходимая высота заливки. Центральную часть дорожки желательно делать на 2–3 мм выше. Это позволит избежать образования луж.
  3. Используя гладилку выровнять поверхность дорожки на всех ее участках.
  4. Дать возможность застыть раствору. Во избежание появления трещин в процессе высыхания залитые участки накрывают полиэтиленом на несколько дней или более.

Декор

Для того чтобы дорожка имела привлекательный вид, ее необходимо покрасить или декорировать, используя ненужные строительные материалы.

Покраску можно проводить в процессе заливки. Для этого используют только белый цемент при перемешивании смеси. В качестве красящего элемента лучше добавлять полиакриловые краски для наружных работ. При таком методе цвет будет выразительным по всей площади тропинок. Можно покрасить поверхность после высыхания бетона. В этом случае краска будет подвержена влиянию температурных перепадов и осадков.

Другим не менее интересным методом оформления является укладка мозаики из осколков керамической плитки, стекла или природного камня. Для выполнения такого декора необходимо в последующие дни после заливки бетона выложить узоры, используя цементный раствор.

Еще один вариант декорирования – это нанесение цветного рисунка на поверхность дорожек.

Чтобы сохранить изображение на длительный срок, необходимо на следующий день после бетонирования сделать неглубокие борозды, которые станут контурами будущего рисунка. Затем размешав небольшие порции раствора с красителем, заполнить эти борозды разными цветами и придавить гладилкой.

Альтернативный вариант

При желании иметь в саду рельефную тропику ее изготавливают из отдельных бетонных плит различной формы. Для этого можно отремонтировать старые деревянные ящики и использовать их в качестве форм будущих прямоугольных плит. Или сконструировать оригинальный трафарет для изготовления отдельного участка дорожки. Такой трафарет можно приобрести в специализированном магазине.

Бетонные дорожки придадут загородному участку элегантный вид. Их изготовление имеет небольшую себестоимость, а декорирование подчеркнет стилистику жилого дома и окружающих его построек.

Как сделать на даче садовую дорожку из бетона

Садовая проездная или пешеходная дорожка из бетона — обычный элемент приусадебного участка или дачи. Кроме эстетических функций, бетонные дорожки нужны, чтобы удобно передвигаться не по открытому грунту, а по твердому, чистому покрытию. Часто их делают своими руками.

Материал, инструменты

Бетон является одним из наиболее практичных и долговечных материалов: ему можно придать любую форму, цвет, рельефную поверхность, он не трескается, не рассыпается, морозо- и водоустойчив. Для замеса понадобятся такие материалы:

  • вода, цемент и песок
  • гравий, щебень, галька
  • камни или декоративные элементы
  • пигмент (если нужно придать цвет) и полиэтиленовая пленка (несколько м2).

Понадобится и широкий перечень инструментов:

  • бетономешалка или емкость для перемешивания раствора
  • сито для просеивания песка или емкость для его промывки
  • лопата, весло для перемешивания, доски или форма для опалубки
  • молоток, гвозди для создания опалубки
  • резиновый молоток, колья и шнуры для разметки
  • длинное правило, строительный уровень
  • трамбовка, тележка, мастерок, ведра
  • болгарка, стальной лист, арматура, стальная сетка или фибра
  • наколенники, перчатки.

Некоторые инструменты и устройства могут быть не нужны. Например, если песок чистый — сито не надо.

Общие требования

Правильное устройство основания имеет большое значение. Так, для глинистых грунтов и при большой нагрузке рекомендуют глубину для основы около 50 см и подушку из песка в 30 см. Для тяжелой почвы подойдет песчано-гравийная смесь в 30 см, в ней песчаная прослойка должна быть 15 см. Каждый слой гравия, щебня, песка хорошо утрамбовывают и поливают водой.

Дно траншеи уплотняют и кладут геотекстиль. Его укладывают также и между слоями – это повышает прочность основы и срок ее эксплуатации, так как материал специально создан для строительства в условиях вечной мерзлоты. Он очень крепкий и препятствует вымыванию песка, проседанию, исключает разрастание сорняков и хорошо пропускает влагу.

Для дорожек из бетонных плит для основания берут песок фракцией 0–7 мм, его насыпают слоем в 5–7 мм и выравнивают. Если между плитами нужно сделать щели в 2–3 см, то они засыпаются мелкозернистым песком, его трамбуют и проливают водой. Бетонные дорожки должны иметь уклон, чтобы вода не задерживалась на них. Для этого делают основу с чуть выпуклым профилем – достаточно сделать уклон в 1–2 см на 1 м оси дорожки. Также делают специальный дренаж. Чтобы определить размер ступеней есть правило: две высоты ступенек плюс глубина равны шагу в 60–70 см. Дорожка может создаваться из плит 40×40 см на расстоянии шага между центрами плит.

Процесс создания дорожки

Опишем стандартную схему создания дорожки и расход материалов. Параметры основы и раствора меняются в зависимости от почвы участка.

Подготовка основания

Бетон нужно класть правильно, то есть на песчано-гравийную прослойку. Хотя иногда, когда есть песчаные грунты, просто укладывают на хорошо утрамбованную подушку, при этом расход материалов уменьшается. Работать начинают с создания разметки. По периметру будущей дорожки вбиваются колышки, и натягивается шнур. Снимается верхний слой почвы. Для пешеходных дорожек достаточно 20 см, если по ней будут ездить машины – 30 см, для тяжелых и суглинистых грунтов – 40 см. Затем укладывается геотекстиль на дно и откосы.

Половина траншеи засыпается песком. Если несколько слоев – то треть. В любом случае для песчаной прослойки желательно не менее 5 см. Ее хорошо трамбуют, проливают водой. Идеальным вариантом является углубление траншеи и использование нескольких слоев: песок/гравий (щебень)/песок. Каждый слой перекладывается геотекстилем.

Если есть несколько слоев, то следующий должен быть гравийным. Берется щебенка с фракцией 10–20 мм., которую нужно хорошо уплотнить. Для того чтобы правильно забетонировать дорожку, рассчитываются ее размеры или плит в м2 и приблизительные пропорции и расход составляющих бетона.

Форма для бетонных плит, опалубка

Для изготовления плит своими руками продаются специальные пластиковые формы. Если их нет, то можно сделать самостоятельно. Плиты часто делают квадратными со сторонами 30–50 см. Для них создают деревянные формы из брусков сечением 50×50 и листы стали. В сумме их объем должен равняться бетону за один замес. Бруски сбивают гвоздями, изнутри шлифуют и наносят масляную краску – так плита не будет застревать.

Упрощенный метод изготовления: форма без дна на плоскости, укрытой пленкой. Бетонные дорожки можно сделать, используя опалубку — временную деревянную конструкцию, придающую форму раствору. Ее делают из доски 15–20 мм шириной, которая равна высоте дорожки. Дорожка должна быть чуть выше грунта (на 4–5 см) и с наклоном на 1 см в одну или две стороны.

Доски фиксируются по краям траншеи — они прижимаются к стенкам и крепятся к колышкам разметки; последние должны быть с внешней стороны. Кромка досок снизу фиксируется посредством колышков, а верх — поперечными перемычками, они прибиваются к кромкам сверху – это исключит распирание конструкции.

Нужно разделить плиты — слишком большие растрескиваются. Для этого через полтора метра монтируют разделители: металлические пластины, обрезки сайдинга, деревянные или пластиковые планки. Если их нужно будет вынуть, то перед монтажом смазывают любой смазкой (отработанным машинным маслом).

Расчет количества бетона

Расчет делается по такой технологии. Определяется площадь одной плиты (в м2). Значение в м2 умножается на ее высоту. Результат умножается на нужное количество плит. При заливке площадки единой массой, площадь в м2 умножается на толщину заливки. Если плиты укладываются с зазорами, то от результата отнимается 5–10%.

Стандартной шириной дорожки на даче будет 0,8 м при толщине 5–7 см, для дорожки под машину нужно 3 м при толщине 10 см. Учитывая это, легко посчитать, что на 1 погонный метр пешеходной дорожки расход смеси – 0,5 м3, для дорожки под машину расход – 0,3 м3 бетона. Из этого следует что 1 м3 раствора хватит на 20 м2 пешеходной дорожки или на 3,3 м2 для машины.

Расчет состава

Отмеряют составляющие и пропорции ведрами. Стандартный мешок цемента имеет 50 кг или 38 л. Лучшим расход воды будет в пропорции 1 часть воды на 4 цемента, но по мере помешивания можно добавлять в состав чуть больше воды для лучшей пластичности. Раствор и расход ингредиентов для дорожек без больших нагрузок (обычная дорожка в патио, на даче): ½,5/4 (цемент/песок/гравий). В ведрах пропорция будет выглядеть так (на 1 м3 смеси): 18 – цемент (4,7 мешка), 45 – песок, гравий – 70.

Дорожка для автомобиля: 1/1,5/2,5 (цемент/песок/гравий). Расход в ведрах: 28 (или 7,3 мешка)/40/70. Добавляется также пластификатор, например, СП-1, краситель (1–2% от массы раствора). Есть еще один состав раствора прочного бетона:

  • цемент М500 и выше – 1 часть
  • песок – 3 части
  • щебень – 1 часть
  • водоотталкивающие добавки.

Замешивание

Если есть маленькая бетономешалка – это упрощает работу. Если ее нет или количество бетона небольшое, то можно смешать вручную. Бетонирование дорожек осуществляется в несколько этапов. Для замеса раствора нужно корыто, стальной ящик или просто ровная асфальтированная площадка, лист железа. Можно использовать строительный миксер, перфоратор с насадкой.

Стандартной является такая технология. Сначала смешивают гравий и песок, потом добавляется цемент – получается серая масса. На ее верху делают углубление и медленно вливают воду (половину расчетного объема), сгребая сухую смесь с краев в середину. Смесь станет влажной. Затем снова делают углубление наверху, и выливают часть воды. Делают так несколько раз, пока состав не станет нужной консистенции.

Для изготовления раствора рекомендуют цемент марки не ниже М300. Лучше всего расходовать речной песок – он чистый. Карьерный желательно промыть и профильтровать через сито. Щебенку можно взять размером в 10–20 мм, самая лучшая – гранитная, она морозостойкая и прочная. Для больших нагрузок подойдет крупная фракция в 40 мм.

Чем гуще состав, тем бетон прочнее, но тогда его нужно хорошо утрамбовать. Отличным решением будет добавление пластификатора – он сделает жесткий бетон более пластичным и текучим при меньшем расходе воды, которая делает его менее прочным. Такой раствор заполнит все щели.

Армирование и заливка

Садовая или дворовая дорожка из бетона должна возвышаться на 3–5 см. Если есть желание придать плитам особую прочность, то применяют армирование:

  • форму заполняют наполовину
  • кладут арматуру. Ее роль выполняют стальные пруты сечением 5–8 мм или готовая сетка. Используют также фибру с полимера, которую добавляют при замесе бетона.

Раствор ровняют и держат 3-4 дня, регулярно поливая водой или накрыв влажной тканью. При армировании можно ограничиться толщиной плиты в 6–10 см: такое устройство исключает растрескивание. В противном случае толщина плиты — не менее 10–15 см.

Заливка и трамбовка дорожек бетоном происходит поэтапно от разделителя к разделителю. Раствор нужно залить весь сразу до краев опалубки, приготовленную смесь нельзя оставлять на потом – это гарантия его растрескивания.

Верхний слой выравнивается правилом или ровной доской, которая опирается на края опалубки и ездит по ним. Правилом делают движения на себя вдоль дорожки, убирая излишки смеси. При выравнивании помнят об уклоне (1 см на 1 м). Понадобится и ручная трамбовка, которая должна осуществляться до появления цементного молочка.

Затем смесь прокалывается штырем, отрезком трубы — это нужно для выведения воздуха и повышения плотности. Для этого также используют виброрейку. Если вывернулись камешки, то их прокатывают валиком. После бетон накрывают пленкой от мусора, дождя, для сохранения влаги (быстрое высыхание приводит к растрескиванию). Так, бетонная дорожка сохнет 4 дня, на 5 – убирают опалубку. До полного высыхания ее поливают водой, а после высыхание острые края полируются болгаркой.

Укладка плит

Если дорожка на даче будет подвергаться большим нагрузкам (велосипеды, автомобили, тележка с грузом), то желательно между плитами оставить зазор в 2-3 см. можно также оставить зазор в 5–6 см. Также можно разместить плиты с интервалом в 1 шаг. Процесс укладки поэтапно:

  • колышками и шнурами делают разметку
  • снимают слой почвы на 10 см.
  • траншея засыпается на половину глубины песком
  • плиты укладывают на выровненную, утрамбованную основу. Важно, чтобы каждая плита легла на песчаную подушку всей своей плоскостью и находилась на уровне других плиток
  • простукивают плиты молотком через доску для хорошей подгонки
  • в щели насыпают песок. Можно оформить и декоративно.

Хорошо смотрятся на даче плиты, между которыми растет газонная трава. Такая дорожка делается на готовом газоне: вырезается дерн, дно ямки заполняется песком, чтобы плита была на одном уровне с травой.

Декорирование

Для дорожки на даче красивый вид – очень важен. Чтобы сделать ее красивой, декоративной, используют пигменты (охра, умбра и др.), полируют ее пропиткой, наносят рисунок острыми предметами. Украшать можно, используя гальку, осколки кафели, даже пуговицы. Они втапливаются в поверхность бетона. Для этого на дно формы кладут бумажный лист, на него крепят клеем декоративные элементы и заливают раствором. С готовой плиты бумагу смывают водой.

Популярна и пропитка жидким стеклом (фтористый силикат, натриевое, клеевое), которая придает эффектный блеск. Все пропитки наносятся кистью или пульверизатором. При желании можно сделать большие прожилки и заполнить их дерном, создавать шершавости жесткой щеткой или другими устройствами. Весьма востребована облицовка плиткой или мрамором.