Звоните нам
г.Вологда, улица Сергея Орлова, 4

Как сделать карнизы

Как сделать карниз своими руками? Пошаговая инструкция (34 фото)

Для оформления оконных и дверных проёмов шторами в продаже имеется множество видов карнизов, но многим владельцам жилья хочется иметь в интерьере что-то оригинальное, отличающееся от ширпотреба. Или же статус помещения не предъявляет особых требований к интерьеру, и нет необходимости тратиться на аксессуар промышленного изготовления – можно соорудить что-то из имеющихся подручных средств.

Примеры размещения штор на самодельных устройствах

Рассмотрим несколько вариантов, как можно сделать карниз своими руками с привязкой к той или иной ситуации.

Требования к карнизам

Не смотря на немногочисленный перечень выполняемых функций и кажущуюся незначительность роли в интерьере, основные требования к карнизным устройствам достаточно серьёзные:

  • прочность – разрушение устройства чревато травмированием человека или (при падении на обогревательный прибор) пожаром от возгорания штор;
  • безопасность – отсутствие вредных выделений;
  • эстетичность – обусловлена визуальной доступностью места расположения аксессуара.

При самостоятельной сборке аксессуара необходимо учитывать эти требования, как учитывают их и производители карнизов, изготавливающие изделия промышленным способом.

Самодельные декоративные карнизы

Изготовленными самостоятельно можно назвать и те изделия, которые выполняются профессиональными резчиками по дереву или кузнецами, то есть, аксессуары высокого класса художественного исполнения, но изготовленные вручную. Стоимость таких карнизов часто в разы превышает цену высокодекоративных моделей промышленного выпуска, но при этом серийных. Мы же рассмотрим технологии, не требующие профессионального мастерства и дорогостоящих материалов, но позволяющие собрать изделие достаточного уровня эстетичности.

Карнизные багеты из металлических труб или прутьев

Самый доступный в быту подходящий для изготовления карниза металл – водопроводные трубы диаметром ½ и ¾ дюйма, как оцинкованные, так и чёрные. На цинковое покрытие большинство красок ложится даже лучше.

Прежде всего, в зависимости от величины пролёта, выбирают диаметр трубы и количество кронштейнов. На карниз для узкого окошка или двери (менее 0,8 м) можно использовать полдюймовую трубу, на больший пролёт лучше взять материал диаметром в ¾. Если ширина оконного проёма больше 1,5 м, то карнизное устройство нужно крепить на 3 кронштейна – по краям и посередине.

Карнизы из стальной водопроводной трубы с соединительной фурнитурой

Отступив 15-20 см в стороны от боковых откосов оконного проёма, получают общую длину карниза, и отрезают нужный кусок трубы. Если креплений будет 3, то отрезанный фрагмент режут пополам. Затем на всех концах двух полученных кусков нарезают леркой резьбу (3-4 витка), сняв предварительно фаску на их наружных кромках и смазав солидолом.

Из такой же трубы отрезают патрубки длиной 10-15 см – по количеству креплений, и на каждом с одной стороны также нарезают резьбу. Затем нужно приобрести или вырезать самому болгаркой из листовой стали толщиной 3-5 мм опорные «пятачки» по числу патрубков и просверлить в них отверстия с зенковкой под саморезы. К пятачкам строго перпендикулярно их плоскости привариваются патрубки – торцом без резьбы, сварочный шов шлифуется болгаркой, и карниз можно полностью собрать на резьбовых соединениях: 2 патрубка соединяются со штангой трубными отводами соответствующего диаметра, а третий – тройником.

Вариант самодельного карниза из стальной трубы и отводов

Важно! Если для изготовления карниза используется труба без цинкового напыления, то по готовности составляющих (до сборки) можно одним из способов выполнить их воронение (чернение), которое придаст поверхности тёмный оттенок и защитит от коррозии.

В качестве финишной отделки можно использовать покраску в подходящий цвет – нитрокраской из баллончика или автоэмалью с помощью кисти. Использовать масляную краску нежелательно – кольца по такому лакокрасочному слою скользят плохо.

Описанию поможет просмотр этого видеоролика:

Для изготовления карниза небольшого пролёта (до 1,5 м) можно использовать также стальной прут квадратного сечения 12х12 мм, который вполне пригоден в качестве карнизной штанги. Чтобы сделать штангу декоративной, отрезанный по размеру прут размечают по длине на несколько участков, после чего на токарном станке или с помощью ручных механических приспособлений выполняют через один их закручивание на равное число оборотов. Прут-шестигранник также можно закрутить вокруг свой оси, как участками, так и на всю длину.

Механические устройства ручного действия для скручивания металлических прутьев

Штангу для карниза можно изготовить и из стального прута круглого сечения диаметром 15-20 мм. Если такой элемент по всей длине подвергнуть горячей ковке с последующим воронением, то аксессуар приобретает вид элемента интерьера под старину. Если концы штанги расплескать, то они становятся ограничителями для колец, но оформить их можно и деревянными декоративными набалдашниками.

Смонтированные по месту карнизы на деревянных и металлических кронштейнах

Для обоих видов штанги нетрудно изготовить и кронштейны – они могут быть как из дерева, так и металлическими – коваными, гнутыми, точеными. В продаже можно найти и готовые комплектующие простейших конструкций.

Варианты исполнения металлических кронштейнов

По креплению кронштейнов вопросов не возникает – обычно монтируются саморезами в отверстия, уплотнённые капроновыми дупелями, на одной высоте от пола.

Карнизы из полипропиленовых трубок

PP-трубы также могут быть использованы для изготовления самодельных карнизных приспособлений. Конструкция готового багета будет отличаться от изготовленного из металлических труб аксессуара только способом сборки, прочностью и весом.

Изделие собирается из тех же составляющих, что и в случае с металлическими трубами – PP-труба диаметром 3/4 дюйма, идентичные отводы и тройник, опорные пятаки.

Комплектующие и узлы самодельного карниза из PP-труб

Сборка элементов выполняется с помощью специального устройства – утюга, навыки работы с которым приобретаются после двух-трёх пробных соединений.

После сборки карниз окрашивается краской из пульверизатора или баллончика.

Окрашенные под красную медь и латунь карнизы из РР-трубы

Изделия долговечны, устойчивы к большинству видов бытового воздействия, но вследствие гибкости полипропилена не пригодны для размещения тяжёлых штор, да и для лёгких расстояние между кронштейнами не должно быть более 1 м.

Деревянные карнизные устройства

Карнизные багеты из дерева, как и металлические, выпускаются различных видов.

Если рассматривать устройства штангового типа, то их конструкция не отличается от металлических – та же штанга с кронштейнами, только выполненная из дерева. Штангу вытачивают на токарном станке из бруска необходимой длины. Древесина может быть любого распространённого вида, но без сучков. После окончания токарных работ перекладину шлифуют наждачной бумагой, покрывают лаком и устанавливают на стену или потолок с помощью кронштейнов.

Различного исполнения деревянные штанговые карнизы для штор

Второй вид карниза из дерева – с декоративной планкой также можно изготовить своими руками, при этом не обязательно владеть искусством художественной резьбы. Нужно ознакомиться с конструкцией таких карнизов, и выполнить копию аксессуара, но для оформления декоративной планки использовать готовый резной декор, имеющийся в продаже в магазинах мебельной фурнитуры.

Важно! Для декорирования карнизной планки вместо деревянных элементов резного декора можно использовать потолочный плинтус из полистирола, который клеится на основание и оформляется художественным способом – красками на водной основе.

Берётся гладко оструганная, с обработанными кромками доска толщиной 2-2,5 см, и к ней монтируются кронштейны. На лицевую сторону планки на клей ПВА крепятся элементы резного декора, после чего дожидаются высыхания клеящего состава и оформляют декоративную планку художественным способом – покрывают морилкой и лакируют.

Карниз с декоративной планкой может иметь в конструкции скрытую штангу или струну-трос для крепёжных колец.

Второй вариант исполнения этого аксессуара является оформительским – установка планки с кронштейнами (или без них) на основание поверх предварительно смонтированного там карнизного устройства струнного типа.

Деревянные карнизы: слева – с направляющими в конструкции, справа – накладного размещения, без штанги

Бамбуковые штанговые карнизы

Бамбук в России не растёт, но в настоящее время из Китая завозятся не только мебель и поделки из него, но и сами бамбуковые стволы и прутья, как свежие, так и сухие. Оригинальный карниз можно сделать также из старой бамбуковой этажерки или настенной полки, если позволяет длина и диаметр прутьев.

Стебли бамбука для штанги карниза: свежий и сухой отожжённый

Важно! Прочность бамбуковой штанги на изгиб можно повысить, если с прута удалить верхний слой коры, содержащий камбий – оболочку, придающую гибкость стволу.

Если для размещения штор планируется использовать кольца, то на бамбуковой штанге напильником обрабатывают поперечные утолщения, делая их обтекаемыми, но при этом важно не сточить лишнее, чтобы в этом месте не ослабить прут значительно.

Самодельные карнизы из бамбука: двухрядный и однорядный

Если же вместо колец используются петли из тесьмы, которые не перемещаются по штанге, то поперечные кольцевые утолщения на бамбуке можно оставить без изменений и даже сделать более рельефными с помощью автомобильной шпаклёвки, а затем покрасить перекладину в цвет живого ствола – сочный зелёный.

Для декоративного оформления штанги бамбуковых карнизов можно также отжечь её паяльной лампой, а затем покрыть бесцветным лаком.

Самодельные штанговые карнизы из сухого отожжённого и крашеного бамбука

Вариантов дополнительного декорирования бамбуковых карнизов может быть множество, в зависимости от статуса помещения и класса его отделки.

Карнизные приспособления из ветки дерева

Для размещения штор можно использовать и натуральный фрагмент ветки, обладающий необходимыми размерами и оригинальной формой. Необходимо только, чтобы древесина была мёртвой и не содержала насекомых-паразитов.

Выбранную ветку обрезают по размеру и удаляют с неё всё отслаивающееся и поражённое. Затем заготовку сушат, удаляют с неё торчащие сучки, обрабатывают наждачной бумагой и покрывают лаком – лучше полуматовым, сохраняющим натуральность изделия.

В зависимости от конфигурации аксессуара, к нему подбирают кронштейны, и крепят по месту, после чего на ветке располагают шторы – на кольцах или петлях из тесьмы.

Самодельные карнизы из натуральных веток дерева

Важно! В деревянных домах особенно важно обработать ветку антисептиком против насекомых-точильщиков, например, «Антижук», что убережёт от заражения им строение.

Верёвочные карнизы-ванты

Оригинальные устройства для размещения штор можно соорудить из качественной верёвки, но она не должна иметь пропитку, как, например, пеньковая, иначе в помещении будет присутствовать запах масла.

Такой карниз не имеет универсальной конструкции и может быть оформлен самыми разнообразными способами, но на его концах, естественно, должны быть кронштейны для крепления к стене или потолку.

Карнизные ванты для штор

При желании в верёвку можно вплести декоративные элементы, или окрасить её в более яркий цвет.

Комбинации из спортивного инвентаря

Для размещения занавесей можно использовать и весло, и старые клюшки для гольфа или хоккея, но отреставрированные и покрытые защитным слоем краски или лака. Такой вариант карнизов особенно уместен для оформления комнат, предназначенных для детей-подростков.

Гребное весло в качестве карниза

Весло можно дополнительно оформить искусственными водорослями. Кронштейны мастерятся, естественно, с привязкой к используемому аксессуару.

Карнизы из спаренных клюшек: для гольфа и хоккейных

Такое устройство отличается не только оригинальностью, но и прочностью, причём, закрепить на стене его можно без повреждения инвентаря, и в последующем – демонтировать и использовать по прямому назначению.

Заключение

Если в помещении выполнена дорогостоящая отделка, а интерьер выдержан в определённом стиле, то, если вы не мастер по изготовлению карнизов, сделать что-то достойное вряд ли удастся. Но можно без опасений попробовать себя в этом амплуа, к примеру, на даче, так как для комнаты без особых изысков сделать своими руками приличный карниз для штор вполне реально.

Основная суть статьи

  1. Если нет желания оформлять помещение изделиями серийного изготовления, карниз для штор можно изготовить самостоятельно.
  2. Приспособление для размещения штор – устройство простое, но и к нему есть ряд обязательных требований, которые при изготовлении нужно знать.
  3. Перечень подручных материалов, из которых можно самому собрать карниз, широк, но не всегда возможность их использования приходит в голову сама собой. Поэтому, планируя собрать карниз своими руками, лучше знать распространённые технологии его самостоятельного изготовления.
  4. При оценке своих возможностей нужно быть объективным – не тратить время на копирование высокохудожественных моделей, а изготовить что-то оригинальное для помещения среднего класса отделки.

Подшиваем карниз крыши своими руками

Любые кровельные работы на крыше требуют завершающего аккорда в оформлении и обустройстве крыши, а именно — отделки и установки защиты для выступающих за пределы стен свесов. Работы по подшивке свесов не отличаются особой сложностью, поэтому подрезка и подшивка карниза крыши своими руками — вполне доступное дело для любого мастеровитого человека. Но в любом случае, чтобы дом не выглядел брошенным сараем, независимо от того, какой способ подшивки карниза был выбран, потребуется аккуратность в работе и точный расчет.

Какой вариант карниза сделать для крыши

Понятно, что обойтись без подшивки свеса нельзя, во–первых, это необходимо сделать для защиты чердачного помещения от мышей и птиц. Во-вторых, любой уважающий себя хозяин предпочитает сделать подшивку карниза по всем правилам строительной науки, потому что это красиво и всегда придает зданию очень эффектный законченный вид.

Для обычных одно и двухскатных крыш используют несколько вариантов отделки карниза:

  • Глухой или неподшитый свес крыши. В этом случае, чтобы изолировать чердак, промежутки между нижними концами стропил забиваются отрезками дюймовой доски, вылет карниза получается коротким. Неподшитый карниз можно сделать для высоких остроконечных крыш, когда давление льда и снега на свесы очень незначительно;
  • Укороченный тип карниза можно сделать для небольших построек с малоразмерными крышами или для кровельных конструкций, оборудованных снегозадерживающими планками;
  • Коробчатый тип подшивки наиболее простой в изготовлении, его можно сделать в процессе установки креплений водоотводных желобов. По внешнему виду такой вариант оформления свеса значительно уступает классическому;
  • Классический тип подшивки карниза является наиболее распространенным при обустройстве вальмовых и двухскатных крыш. Повышенная трудоемкость изготовления с лихвой компенсируется возможностью сделать свес по-настоящему эффектным и прочным.

Основное отличие классического типа подшивки карниза от остальных состоит в заделке вагонкой, профлистом или софитами нижней плоскости кровельного свеса. Закрытое «дно» свеса защищает стропила и утеплитель от дождевой воды, забрасываемой ветром под кровлю крыши, и одновременно является хорошей защитой от птиц.

Важно! Кроме того, при использовании подобного варианта карниза появляется возможность сделать разгрузку свеса от вертикальных сил давления накапливающихся масс снега.

Установка горизонтальных распорок одновременно позволяет укрепить свесы, сделать их длиннее, не опасаясь прогиба или обрыва под порывами ветра. Вынесенный на расстояние 50 – 70 см карниз позволяет уменьшить количество воды, попадающей на стены и основание фундамента. Чем длиннее свесы, тем меньше можно сделать ширину отмостки.

Сделать качественную защиту по-другому невозможно, любой другой тип карниза крыши, укороченный или коробчатый, полноценно защитить стропила и обрешетку не в состоянии. Кроме того, декоративные качества классического способа подшивки карниза позволяют сделать плавный переход от крыши к фасаду здания по-настоящему симпатичным.

Устройство карниза крыши

Прежде чем искать способ, как сделать карниз крыши своими руками, стоит разобраться в основных деталях устройства подшивки. Общее представление о том, как выглядит и как строится облицовка, можно получить из схемы свеса, приведенной ниже на рисунке.

Конструкция свеса состоит из следующих элементов:

  • 7 — нижние концы стропильных балок крыши. При необходимости вместо дорогостоящих и слишком массивных стропил свесы можно сделать в виде приращенных дюймовых досок — кобылок;
  • 4 – горизонтальные распорки, используемые в качестве основы для подшивки карниза. Сделать распорку нужно так, чтобы доска одновременно упиралась в карнизный брус, нашиваемый на стену, и на лобовую доску, без деформации или искривления верхней линии капельника;
  • 10 — горизонтальный брус, укладываемый на стену фасада по уровню нижних концов стропил или кобылок. Иногда вместо горизонтальной планки или деревянного бруска используют подкосы с вертикальными стойками, но в этом случае фасад здания захламляется лишними крепежными деталями.

Кроме перечисленных деталей, важнейшими элементами подшивки являются капельник – номер 3, подкладной фартук – номер 4, и подшивка свеса – номер 6. Капельник и крепления водосточных желобов нужно сделать и установить до монтажа кровельного покрытия крыши.

После сборки деревянного каркаса карниза нижняя плоскость подшивается одним из вариантов отделки. Это может быть вагонка, сайдинг, пластиковые панели или софиты.

Совет! Независимо от того, каким материалом будет подшит карниз, обязательно нужно сделать подкладной уголок — фартук из тонколистового металла. Это обеспечит надежную защиту от замокания лобовой доски и промерзания вентиляционных пазов водным конденсатом.

Исключение составляют случаи облицовки лобовой доски и подшивки нижней плоскости карниза профилированным листом. В этом варианте защитную роль фартука выполняют полоски профлиста, поэтому вместо полноформатного уголка можно сделать декоративный вариант, которым будет закрыт стык между двумя полосками отделочного материала. Нужно сделать поправку на то, что вода, попадающая на облицовку лобовой доски, будет сбрасываться через щели, образованные волнами листового профиля.

Материалы для подшивки карниза

Подшить карниз можно любым прочным листовым материалом, не боящимся воды, обладающим небольшим весом и малым коэффициентом теплового расширения. Наиболее традиционные материалы:

  • Вагонка или шпунтованная доска. При наборе сплошного полотна из вагонки нужно сделать вентиляционные зазоры между торцами досок и фасадом здания, размер щели не менее 10 мм;
  • Профилированный металлический лист с высотой профиля 8 мм, именуемый в народе «заборным». Облицовку из профлиста можно сделать без вентиляционных щелей, так как на стыках полос всегда остаются щели достаточно больших размеров;
  • Софиты представляют собой пластиковые панели со сквозной перфорацией. Это наиболее дорогой и красивый вид материала, используемый для подшивки карниза. Монтируются софиты так, как и обычные ПВХ-панели.

Важным условием подшивки является обеспечение нормального притока воздуха под свесы. При правильном построении кровельного пирога, за счет вентиляционных окон под коньковой планкой поток воздуха будет засасываться через подшивку, перетекать по полостям контробрешетки, попутно удаляя конденсат. Если закрыть облицовку наглухо или сделать щели в подшивке слишком маленькими, свесы крыши и утепление нижних ярусов кровельного пирога будут напитываться влагой и промерзать.

Отделка карниза металлическим профилем

Наиболее подходящим материалом для изготовления карниза и каркаса под подшивку всегда был и еще долго останется обычный сосновый брусок и дюймовая доска. В качестве подшивочного материала проще всего использовать профлист, лучше всего окрашенный заводским способом. По сути, сделать отделку свесов и подшить основание металлом обойдется вдвое дешевле софита и вагонки. Кроме того, сделать работу можно за пару дней, тогда как набивка вагонки под карниз крыши займет не меньше трех-четырех дней.

Собираем каркас под обшивку

Предварительно нужно сделать торцовку стропильных балок. Для этого по размеру выноса кровельного покрытия определяют размер горизонтальных распорок. Измеряем расстояние от линии будущей заделки капельника до фасада здания.

При замере важно контролировать горизонтальное положение линейки, поэтому измерения нужно сделать с помощью строительного уровня. На стенке отмечаем линию крепления распорок, на стропилах наносим точки пересечения распорки и стропильной балки или кобылки.

С помощью того же строительного уровня через отмеченные точки необходимо сделать риски для запила стропил в вертикальной плоскости. По отметкам на стене с помощью обычной капроновой нитки нужно сделать линию для крепления горизонтального бруса.

Сборку каркаса под карниз крыши выполняем в обратном порядке – сначала крепим на стене брус, затем устанавливаем по уровню распорки, и только после этого запиливаем в одной плоскости концы стропил. Понятно, что все деревянные элементы каркаса необходимо обработать водоотталкивающей пропиткой и антисептиком.

Как сделать подшивку профлистом

Принцип обшивки достаточно прост. Из цельного профилированного листа вырезают отдельные полосы на ширину лобовой доски, это примерно 10-15 см. Если стропила уложены в каркас крыши неточно, и образуется волна, то заготовки под отделку нужно сделать с запасом в 4-5 мм.

Обычно ленты из профлиста режут не сразу, а по мере укладки облицовочного материала на карниз. Первым делом нужно сделать облицовку лобовой доски по всему периметру крыши.

Крепеж выполняется с помощью оцинкованных саморезов с компенсирующими шайбами. Для выравнивания каждой ленты используется натянутый шнур, но перед окончательным креплением нужно сделать проверку положения облицовки по строительному уровню. При укладке металла обязательно нужно сделать перехлест в одну волну, как это делается при укладке на крыше профлиста.

Нижний край облицовки карниза может не иметь ровной линии, быть ступенчатым, это не имеет особого значения, главное — выровнять полоски по верхней кромке, которая заходит под крышу. Нижнюю кромку карниза все равно закроет накладной уголок, поэтому бороться за идеальную конфигурацию не имеет смысла.

На втором этапе нужно подшить профлистом основание. Для этого под горизонтальный брус набивается пластиковый профиль, используемый при сборке софитов или ПВХ панелей. Для подшивки плоскости можно заранее сделать необходимое количество заготовок, и только потом крепить к каркасу.

На завершающем этапе нужно уложить декоративный уголок, закрывающий все линии стыковки подшивочных листов карниза. Уголок нужно сделать на специальном гибочном станке, так как от правильности линий и геометрии декора будет зависеть впечатление обо всей работе.

Заключение

Аналогичным способом крепятся софиты и вагонка. Основное отличие заключается в том, что вагонку и пластик в первую очередь набивают по «днищу» карниза, и только потом на лобовую доску нашивают металлический фартук, уголок, устанавливают крепления водосточных желобов, капельника, собирают водосборную систему отвода дождевой воды. Вагонку обязательно красят или обрабатывают атмосферостойким лаком.

Что еще почитать по теме?

Автор статьи:

Сергей Новожилов - эксперт по кровельным материалам с 9-летним опытом практической работы в области инженерных решений в строительстве.

Оцените статью: (No Ratings Yet) Загрузка... Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальных сетях:

Как сделать монтаж карниза крыши своими руками – пошаговая инструкция

Содержание:

Роль качественной крыши в создании комфортной атмосферы в доме трудно переоценить. Хорошая, правильно собранная крыша защищает жилые помещения от любых погодных явлений и снижает теплопотери всего здания. При монтаже крыши нужно уделять внимание не только основным ее элементам, но и небольшим деталям – например, карнизам, которые продлевают срок службы кровли и увеличивают ее надежность. О том, как сделать карниз крыши своими руками, и пойдет речь в этой статье.

Устройство и назначение карниза крыши

Карниз кровли – это продолжение скатов в нижней их части. Карнизы формируются на этапе монтажа стропильной системы одним из двух способов: первый предполагает увеличение длины стропильных ног и их вынесение за пределы кровли, другой требует установки специальных кобылок. Верхняя часть карниза закрывается кровельным покрытием, а нижняя обшивается различными материалами.

Собранный своими руками карниз крыши дома выполняет следующие функции:

  • Защита стен здания от влаги. Карнизы свешиваются над верней частью коробки здания, закрывая стены от стекающей с крыши воды и грязи. Это позволяет продлить срок службы конструкции и сохранить ее визуальные качества.
  • Защита фундамента здания от подмывания. Карнизные свесы выходят за пределы кровли и периметра фундамента, поэтому вода и снег, устремляясь вниз с крыши, падают на некотором удалении от здания. В результате отмостка и фундамент здания получают неплохую защиту от размытия.
  • Повышение визуальных характеристик здания. Свесы карнизов придают всей кровле законченный вид. Правильно подобрав материалы и немного подумав над дизайном карнизов, можно добиться весьма гармоничной архитектурной картины.

Монтаж карниза крыши требуется в обязательном порядке при монтаже любого типа кровли. Конечно, визуальными характеристиками иногда можно пренебречь, но практические функции карнизов слишком важны, и игнорировать их нельзя.

Виды карнизов кровли

Перед тем, как выполнить монтаж карниза крыши своими руками, нужно изучить все их виды, особенности и технологию монтажа. Когда теоретические аспекты будут изучены, останется лишь воплотить спроектированную задумку в жизнь – а это достаточно просто, учитывая незамысловатость конструкции карнизов.

Все карнизы делятся на две основных категории:

  1. Фронтонные. Как понятно из названия, данный вид карнизных свесов монтируется на сторонах с фронтонами. Длина фронтонных карнизов обычно невелика, а их формирование происходит за счет элементов обрешетки и лобовой доски, обеспечивающей карнизу необходимую форму.
  2. Карнизные. Такие карнизы располагаются под скатами крыши. Карнизными свесами принято считать участки крыши, которые выходят за пределы периметра стен. Длина карнизных свесов достаточно велика – эти элементы необходимы для защиты стен от воздействия стекающей с крыши воды.

Перед тем, как сделать карниз дома своими руками, нужно рассчитать приходящуюся на него нагрузку. Свесы располагаются в нижней части ската, поэтому снеговая нагрузка на них минимальна, но есть дополнительные элементы (например, водосточная система или снегозадержатели), которые меняют распределение нагрузок.

Способы формирования карнизов - как можно сделать

Для обустройства карнизных свесов можно воспользоваться одним из следующих способов:

  1. Удлинение стропил. Этот способ отличается предельной простотой. Карнизы в данном случае формируются за счет длинных стропильных ног, края которых выступают за пределы скатов. Чтобы увеличить длину свеса, достаточно подобрать для стропил брусы большей длины. Основная проблема такой конструкции заключается в увеличении веса стропильной системы, которая сильнее воздействует на фундамент.
  2. Удлинение стропил кобылками. Такой способ формирования карнизных свесов несколько сложнее предыдущего, но тоже очень прост. В данном случае края стропил удлиняются при помощи кобылок – наращиваемых элементов, которые обычно делаются из более тонких досок. Использование кобылок позволяет уменьшить общий вес конструкции.

Выбор способа формирования карниза зависит от параметров кровельной конструкции и длины скатов. Если планируемая длина скатов составляет менее 6 м, то вполне можно использовать метод удлинения стропил – стандартных 6-метровых досок будет вполне достаточно, а их суммарный вес не перегрузит крышу. Во всех остальных случаях будут вполне целесообразными кобылки.

Выбор размера карниза дома

Чтобы карниз крыши из металла мог эффективно выполнять свои функции, необходимо правильно рассчитать его размер. Слишком узкий карниз обязательно станет причиной сокращения срока службы основного элемента здания – фундамента.

Подбирая длину карниза, нужно отталкиваться от следующего ряда факторов:

  • Климатические условия. Количество осадков нужно учитывать в первую очередь. Зависимость размеров карниза от уровня осадков прямая – для более снежных регионов нужен свес большей длины. Минимальный вынос карниза за пределы скатов составляет около 50 см. Максимальная длина свеса не ограничивается, но делать ее больше 1 метра бессмысленно – таких размеров хватит для самых снежных регионов.
  • Угол наклона скатов. Для крутых скатов требуются более широкие карнизы – вода и снег в таком случае падают на небольшом расстоянии от стен, поэтому их нужно защищать. Если же скаты расположены под небольшим углом, то карниз может быть и поменьше.
  • Пропорции здания. Большая ширина карниза крыши дома в сочетании с пологой кровлей визуально делают дом более низким. Карнизы небольшой ширины, установленные на крутой кровле, дают обратный эффект – здание в итоге кажется более высоким.

Как обшить карниз своими руками

Готовые карнизные свесы необходимо подшить – это позволит всей конструкции полноценно выполнять свои функции и хорошо выглядеть. Перед тем, как обшить карниз крыши, нужно определиться с технологией этого процесса и выбрать подходящий материал.

Подшивка карниза крыши своими руками может выполняться по двум технологиям:

  1. Прямая подшивка. Такой метод подшивки подразумевает создание короба, который расположен под прямым углом относительного стены здания. Именно к этому коробу и крепится материал обшивки. Данный способ довольно прост, но требует дополнительных затрат на стройматериалы.
  2. Диагональная подшивка. Карнизы подшиваются так, чтобы материал обшивки располагался параллельно скатам крыши. Такой способ отлично подходит для подшивки крутых крыш с небольшой длиной ската. Усилий для диагонального метода требуется больше, чем для прямой подшивки, но в большинстве случаев они будут оправданы.

Основа для карнизных свесов закладывается в самом конце работ по монтажу стропильной системы. Когда обрешетка готова, стропила выравниваются по одному уровню, после чего к ним можно крепить ветровую доску.

Материалы для монтажа карниза

Подшивка карниза кровли может выполняться при помощи следующих материалов:

  1. Доски. Для подшивки карнизных свесов очень часто используются обычные обрезные доски. Достоинства этого материала очевидны – небольшая стоимость, малый вес и простота монтажа. Впрочем, есть и недостаток, причем существенный – деревянные элементы подвергаются воздействию влаги и активно гниют. Чтобы подшивка прослужила хотя бы какое-то время, ее нужно регулярно покрывать защитным слоем краски, и даже в этом случае дерево будет разрушаться, поэтому через несколько лет придется подшивать карнизы заново.
  2. Сайдинг. Подшивка карниза сайдингом – решение очень хорошее. В арсенал достоинств данного материала входит простота монтажа, способность выдерживать любые погодные факторы, длительный срок службы и хорошие визуальные показатели. Основной проблемой, возникающей при использовании сайдинга, является нарушение вентиляции кровли, из-за чего стропильная система начинает разрушаться.
  3. Софиты. Софиты – это материал, разработанный специально для подшивки карнизов. Отличительная особенность софитов – перфорированная поверхность, которая пропускает воздух, но препятствует прохождению влаги. Учитывая важность вентиляции для сохранения кровли в рабочем состоянии, такому материалу стоит отдать предпочтение. К тому же, большая ширина софитов существенно упрощает монтаж.

Заключение

Сделать карниз дома своими руками несложно – достаточно лишь разобраться в их видах, подобрать оптимальный материал и изучить технологию монтажа. Грамотно созданные карнизные свесы с хорошей вентиляцией будут надежно защищать кровлю от преждевременного разрушения.

Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Устройство и функции

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Виды

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:

  1. Доски. Зашить нижнюю поверхность свеса можно с помощью обычной обрезной доски или других пиломатериалов. Достоинство этого метода в том, что древесина – достаточно доступный, легкий, экологически безопасный материал. Однако, дерево плохо переносит воздействие влаги, подвергаясь гниению. Поэтому подшивка карнизов досками служит относительно недолго, кроме того она нуждается в регулярном обновлении лакокрасочного слоя, защищающего дерево от гнили.
  2. Сайдинг. Подшивка свесов сайдингом считается практичным решением, так как этот материал легко монтировать. Кроме того, сайдинг, сделанный из металла или пластика с полимерной защитой, отлично переносит неблагоприятные погодные условия, долго сохраняя свой внешний вид. Недостаток этого решения в том, что оно затрудняет вентиляцию крыши, перекрывая воздух, из-за чего деревянный каркас конструкции может гнить.
  3. Софиты. Софитами называют специальные панели для подшивка карнизного и фронтонного свеса, отличием которых является наличие перфорации, поэтому через них легко проникает воздух, но не может пройти вода. Они шире, чем сайдинг, поэтому подшивать свес ими быстрее.

Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция