Архитектура Древней Индии. Особенности архитектуры Древней Индии. Храмы Индии
Индия считается одной из немногих стран, которая сохранила традиции не только в отношении одежды, разных видов искусства, но и в архитектуре. Традиции Древней Индии здесь сохранены практически во всём. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой город в этой стране. Совершенные линии будто парящих в воздухе кружевных зданий – такое нельзя встретить в любой другой культуре. Архитектура Древней Индии, безусловно, отличается от той, что можно лицезреть в современных городах. Но, тем не менее, именно она легла в основу каждой постройки, будь то современный отель или храм.
Архитектура Индии как часть культуры страны
Древние индусы представляли Вселенную как нечто невообразимо большое и грандиозное. Именно это повлияло на искусство в целом и на архитектуру в частности. Древние памятники Индии, несмотря на значительные повреждения, удивляют своими масштабами и красочностью. Неразрывное сплетение философского мировоззрения с музыкой, которая как будто застыла в камне, – это именно то, что считается типичной индийской архитектурой. Согласитесь, что невозможно представить себе Древнюю Индию без храмов и дворцовых комплексов, украшенных скульптурами, росписью, высокими куполами и шпилями, покрытыми золотом.
Архитектура Древней Индии так же неразрывно связана с религиозными течениями этого государства. Рельефы, покрывающие большую часть стен старинных зданий, могут поведать многое о мировоззрении индийцев, а также открыть тайны их прошлого.
Отличительные черты индийской архитектуры
Чем же отличается от других архитектура Древней Индии? Кратко описать её особенности можно следующими словами: форма, цвет и полная гармония построек с окружающим пространством и их монументальность. Большое внимание архитекторы уделяли мельчайшим деталям отделки: украшениям на стенах, потолке и даже на крыше. Благодаря этому сооружения, сохранившиеся до наших дней, напоминают кружево, несмотря на свои размеры. Особенно это заметно, если смотреть на храмы и города издалека или с воздуха.
Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью. Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов.
Из чего строили в Индии?
Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.
Древние индийские города
В полной мере понять, какой была архитектура Древней Индии, позволяют обнаруженные останки городов Дхолавира, Лотхал, Калибанган и Рахилвари. Типичная древнеиндийская планировка этих поселений, состоящая из 3-х частей (цитадели или крепости, нижней и верхней части города) до сих пор используется достаточно широко, но в несколько иных масштабах. Исследуя места древнейших городов Индии, археологи могли ещё раз убедиться, что в этом государстве на протяжении многих тысячелетий существовало расслоение общества по принципу принадлежности к той или иной касте. Так, ближайшие к цитадели дома принадлежали знатным людям и были отделены от нижнего города, где проживали ремесленники и бедняки, двойным земляным валом.
Абсолютно отличными от других городов чертами обладал Лотхал – один из самых значимых торговых городов на побережье Индии. Цитадель там была расположена не в центре города, а на максимальном удалении от береговой линии, а граница между верхним и нижним городом проходила по прямой широкой улице. Чтобы избежать подтопления жилых домов, стоящих в непосредственной близости от воды, их возводили на высоких платформах из необожжённого кирпича.
Храмы Индии
Бытует мнение, что тем, кто хочет познакомиться с таким явлением, как архитектура Древней Индии, стоит совершить паломничество в храмы, находящиеся в этой стране. И это действительно так. Их стиль и планировка не претерпели изменений даже спустя 8 тысячелетий с начала своего формирования. В чём же состоит их особенность? Во-первых, это их планировка. Независимо от своего местоположения и размера, все храмы Индии состоят из следующих помещений:
- святилище (гарбхабриха) – низкое помещение без окон с единственным низким проходом, в котором размещается статуя главного храмового божества;
- вимана – башня куполообразной или шпилевидной формы, возвышающаяся над святилищем;
- проход вокруг святилища – прадакшинапатха, по которому посетители храма передвигаются, чтобы совершить обход главной святыни храма;
- мукхамандапа – небольшой коридор, соединяющий святилище храма с его основной залой, используется в качестве места для хранения религиозных и культовых предметов, жертвоприношений;
- мандапа – зал, расположенный между главным входом в храм и святилищем, именно в нём прихожане храма совершают религиозные действия;
- перед входом в храмы располагаются флагштоки и статуи ездовых животных тех богов, которым здесь поклоняются (у бога Вишну – Гаруда, у Шивы – бык Нандин и т. д.);
- во дворе храма на одной линии с главными воротами и святилищем располагается алтарь для жертвоприношений;
- окружающая храм стена с башнями, в основании которых обычно расположены дополнительные ворота или святыни богов-спутников (Лакшми, Ханумана, Субраманьи и др.).
По сей день все эти каноны возведения строго соблюдаются, и это придаёт индийским храмам ту самую изюминку.
Самые яркие памятники архитектуры Индии
Архитектурная самобытность индийских храмовых комплексов в последнее время завоёвывает миллионы поклонников. Для того чтобы в полной мере впитать дух Древней Индии, дремлющий в гигантских постройках, стоит посетить несколько уникальных мест. К ним можно отнести комплекс из трёх храмов в Кхаджурахо, которые отличаются от других обилием больших и маленьких статуй женщин (апсарами и сура-сундари), которые будто замерли на мгновение, но совсем скоро снова закружатся в танце. Соперничать с этим храмовым комплексом может разве что белоснежный мраморный Ранакпур, парящий на 1444 колоннах.
Самый красивый и богато отделанный древнеиндийский храм расположен на западном берегу Ганга. Это единственный «золотой храм» в Индии, ведь на его отделку ушла едва ли не тонна чистейшего драгоценного металла. Но самым необычным и величавым храмом по праву считается Кайласанатха – высеченный в скале храм бога Шивы. Несмотря на то что при его возведении строители пользовались примитивными инструментами, отделка и оформление колонн и скульптур поражает своей тонкостью, точностью и воздушностью.
Архитектура Индии
Развитие искусства Индии происходит в полном соответствии с законами, описанными в древних ведических рукописях. В середине II тысячелетия до нашей эры в индийские земли проникают племена ариев, которые приносят собственные культурные традиции. Таким образом, арийская культура оказывает влияние на развитие индийского искусства, письменности и архитектуры.
Особенную популярность в Индии приобретает искусство скульптуры. Гигантские скульптурные композиции украшают стены храмов. В каждом архитектурном творении тех времен проявляется религиозная символика, которая преподносится в виде рельефных изображений и скульптур. В индийском искусстве рельеф играет главную роль.
С течением времени появляются постройки, характеризующиеся сложной планировкой. Огромные скульптуры, мастерски вытесанные из природного камня, отражают жизнь во всех ее проявлениях.
Появление первых памятников индийской архитектуры датируется II тысячелетием, но ученые предполагают, что самые давние сооружения были построены еще раньше. Еще в доисторические времена здесь появляются правильно спланированные города, состоящие из домов, построенных из обожженного кирпича. Улицы городов были широкими, вымощенными камнем. Уникальной находкой исследователей можно считать открытие древнейшей канализации, устроенной в индийских городах.
Об этом свидетельствуют раскопки, в результате которых в городах Харрапа и Мохенджо — Дар была обнаружена регулярная планировка построек и тщательно продуманная система удаления отходов. Эти города очень похожи между собой, хотя расстояние между ними составляет около 600 км. Оба они были основаны в первой половине III тысячелетия до нашей эры.
В этот же период начинается сооружение первых буддийских храмов, построенных из прочных и долговечных материалов. До этого подавляющее большинство древних построек было выполнено из древесины.
Также в этот период популярными строительными материалами были глина и природный камень, а также бамбук, из которого строили типичные для архитектуры Индии постройки круглого плана. В дальнейшем эта форма экстерьера зданий стала традиционной.
В последние несколько веков перед началом новой эры на индийскую культуру огромное влияние оказывает уже достаточно развитое искусство Ирана.
Структура индийского храма
Традиционный индийский храм состоит из обширных, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, которые были окружены массивными воротами — торана, выходящие на все четыре стороны света. По центру было расположено главное святилище храма, увенчанное крышей пирамидальной формы, а рядом со стенами, окружающими весь комплекс аккуратно размещались постройки, имеющие второстепенное значение.
Подобная композиция построек в комплексе храма вполне соответствовало представлениям индусов о мировом устройстве. По их верованиям земля была окружена океаном — и всю территорию храма окружала целая система бассейнов.
Стены, ограждающие и защищающие территорию храма, символизировали горы, а само святилище являлось вершиной всего мира, имеющей прямую связь с космосом.
По своим размерам, значению для людей и разнообразию хозяйственной жизни, храмовый комплекс походил на город. Здесь постоянно жили священники и монахи, а также служащие при храме, музыканты, танцовщицы.
В храм часто приходили торговцы, и не стеснялись предлагать свой товар. Огромное количество странствующих паломников и верующих каждый день посещало храмовый комплекс. Ученые выяснили что при наиболее крупных храмах работало около 20 тысяч людей различных профессий.
Руины буддийского монастыря в ПахарпуреЧайтья и вихара
Кроме храмовых сооружений в эти же времена индийские мастера создают вырубленные в скалах монастыри — вихара и святилища — чайтья. Кстати, последние датируются более ранним периодом.
Чайтья имеют арку на фасаде, а также колонны с округлыми луковичными базами и капителями в форме колокола. Появление первых монументальных памятников буддийской архитектуры — чайтья — датируется III столетием до нашей эры. Это был период правления Ашоки Маурьи.
Чайтьи в БоробудуреВ структуру вихары обычно входит обширный зал квадратной планировки, из которого можно пройти в монашеские кельи. Вход в такой скальный монастырь имел вид портика, украшенного большим количеством колонн.
ВихараОднако с течением времени оба типа сооружений претерпели значительные видоизменения. Оформление колонн стало более разнообразным, а капители стали украшать скульптурами и целыми рельефными композициями. На фасаде появились высокие фризы, а все стены были декорированы росписями. Таким образом, простые и аскетичные поначалу святилища преобразуются в роскошные сооружения с пышным убранством.
С точки зрения особенностей архитектуры наибольший научный интерес представляют скальные храмы, имеющие несколько нефов. Они были созданы в период со II века до нашей эры по VII столетие нашей эры. То есть, у данной архитектурной традиции был достаточно длительный период существования и развития.
Индийские ступы
Еще одним необычным и уникальным образцом древней архитектуры Индии являются так называемые ступы — отдельно стоящие массивные каменные или кирпичные сооружения. Изначально это были самые простые постройки в форме перевернутой » миски Будды» для сбора подаяний. Они лишены всяческого декора. Каждая ступа имела ограду с воротами по четырем сторонам света.
Ступа в СанчиСо временем ступы начинают украшать архитектурными элементами и скульптурами. Самым ярким образцом можно считать ступу в Санчи — наиболее древнее сооружение, датируемое III веком до нашей эры. Заслуживает внимание также ступа в Бхархуте.
Большая ступа в СанчиВ дальнейшем на развитие архитектурной традиции Индии огромное влияние оказала архитектура ислама, которая значительно обогатила ее новыми формами мавзолея и дворцовых комплексов.
Мавзолей Тадж — Махал в Агре ( Индия).Удивительная архитектура Индии
В каждой стране есть дворцы, ратуши, соборы, поражающие воображение красотой и изяществом форм. Они построены в разных архитектурных стилях. По стилю можно определить век строительства, уровень цивилизации, обычаи народа, населяющего эту страну, его культуру, национальные традиции. Богатая архитектура Индии отражает все многообразие исторических и культурных традиций многотысячной истории древнего государства.
Развитие архитектуры в Индии
Индийская цивилизация зародилась в древние времена. На протяжении нескольких тысячелетий культура Индии переживала различные периоды. С древних времен народы этой уникальной страны выражали в искусстве свои представления о Вселенной. В индийском искусстве архитектура всегда соседствует со скульптурой. Стены храмов покрыты искусно выполненными каменными скульптурами и барельефами. В каждом архитектурном произведении первое место занимает религиозная символика. В зависимости от религии, господствующей в стране, архитектура древней Индии, переживала три периода: • древнебрахманский, продолжавшийся примерно до 250 года до н. э., и почти не оставивший архитектурных памятников; • буддийский, длившийся следующие 1 тыс. лет и закончившийся примерно в 750 году н. э.; • новобрахманский, продолжавшийся до завоевания Индии мусульманами (начало XIII века).
В древности большинство зданий строилось из дерева, поэтому до наших времен они не сохранились. В начале нашей эры в строительстве стал применяться камень, что оказало влияние на индийскую религиозную архитектуру. Начали появляться пещерные комплексы, храмы, а также ступы – сооружения из камня, в которых хранились священные реликвии.
Древние буддийские храмы
Наиболее впечатляющие пещерные комплексы, сохранившиеся до наших времен, – храмы Аджанты и Карли. Вокруг буддийских храмов часто размещались кельи монахов. В Индии насчитывается не менее тысячи храмовых пещер.
Чайтья в Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах. Первые чайтьи появились в III веке до н. э. во время царствования Ашоки Маурьи. Они представляли собой храм для молитв, вырубленный в скальном массиве в виде продолговатого зала. Внутри этого зала располагалось два ряда каменных колонн, в самом конце помещалась ступа или статуя Будды. Позднее, начиная с V века н. э., чайтьи начали строить в виде отдельных зданий, но до нашего времени сохранились только некоторые пещерные сооружения. Комплекс древних индийских скальных пещер Чайтья в Карли возводился в период от II в. до н. э. до V в. н. э. Karla построена на скалистом склоне холма. В скале вырублено большое подковообразное окно для освещения интерьера пещеры. Внутреннее убранство Чайтьи в Карли немного напоминает базилику. Основная пещера представляет собой огромный зал 45 м в длину и 14 м в высоту, с колоннами, украшенными резными скульптурами женщин, мужчин, львов, слонов, и ступой в дальнем конце зала. В молельном зале сводчатый потолок, вход выполнен в виде арки.
К V в. н. э. относится храм со ступой в Санчи. Индуистская ступа – сооружение, очень интересное в архитектурном плане. С тех времен, когда индусы стали поклоняться Будде, возникла потребность в хранилищах для реликвий. Сначала строились простые холмообразные надгробья, вокруг которых сооружались ограждения. В ограждении с четырех сторон устраивались ворота, ориентированные на стороны света. Мемориальные ступы возводились в честь почитаемых буддистских святых.
Постепенно ступа приобрела вид монументального кирпичного или каменного памятника. Она выполнялась в форме полусферы, как символа перевернутой вверх дном миски Будды, служащей святому для сбора милостыни. Сверху ступу венчал маленький павильон. Драгоценные реликвии помещались в специальную полость, доступ к которой был только сверху. Постепенно простая конструкция усложняется, появляются скульптурные и архитектурные украшения.
Ступа в Санчи – одно из самых древних подобных сооружений. Она относится к III веку до н. э. Ее высота 23,6 м, диаметр у основания 36,6 м. Культовый памятник архитектуры выполнен из кирпича, сверху облицован красным песчаником. Он размещается на площадке, к которой ведут ступени. Вызывает интерес также каменная ограда и резные ворота. Надземная часть ступы в Санчи построена в VII веке, а основание, на котором она стоит, древнее ее на тысячу лет.
Новобрахманский период
Примерно в конце VI века брахманские идеи вновь начинают приобретать влияние, смешиваясь с буддийскими верованиями. В этот период небольшие пещерные храмы постепенно превращаются в огромные надземные башнеобразные сооружения. Получил распространение новый тип храмов – пагода, которая может иметь вид двухэтажного или многоэтажного дома. Индийским храмам архитекторы придавали религиозно-символический смысл.
Зодчие в своей работе опирались на мистические теории, придуманными жрецами. Так, прообразом культового здания было мифическое сооружение на горе Кайлас в потустороннем мире. Считалось, что архитектурную форму высшее божество открывает лишь избранным смертным – архитекторам, жрецам. Индусы верили, что архитектор во сне посещает небо, вдохновляется прекрасными храмами, которые служат ему прообразами, а божественные силы используют его как орудие для осуществления своих замыслов. К переходным формам – от пещерной к башенной архитектуре, относят Кайлас в Эллуре. Вытесанное в массиве скалы культовое сооружение имеет не только внутреннее пространство, но и наружный объем. Композиционно храм в Эллуре представляет собой уменьшающиеся по направлению вверх расположенные горизонтально платформы со множеством отдельных элементов и скульптурных изображений. Архитекторы новобрахманского периода для возведения башнеобразных храмов редко использовали кирпич, предпочитая камень. Основным сооружением храма этого периода является высокая башня и несколько вплотную примыкающих к ней более низких. Внутренне пространство храма небольшое, пещерного вида, унаследованного от буддийской чайтьи, зато наружное поражает колоссальными размерами. Снаружи храм похож на большой, искусственно вылепленный холм, в котором почти отсутствуют окна. В то же время на фоне расплывающейся массы тяжелого храма вверх тянутся башни, в архитектурных формах выражающие силу роста. В башнях, состоящих из закругленных лепных массивов, почти нет четких прямых линий. Создается впечатление, что сама башня и каждая ее составляющая круглятся изнутри, развиваясь наружу, и здание в целом ассоциируется с растением, имеющим внутреннюю точку роста. Башни вырастают, как диковинные цветы. Наружная масса сооружения образует архитектурную композицию, в которой представлены две группы. К первой группе относятся элементы, только дополняющие композицию, и непонятные при отделении от нее. Другого рода элементы не только дополняют, но и сами по себе представляют композиционное единство. Архитектура новобрахманского периода характеризуется многочисленным повторением форм и частей, но в разных масштабах, к примеру, башен и башенок или горизонтальных складок. Благодаря такому повторению архитектурных форм, больших и малых, создается визуальный эффект единства материи. Храмы Индии новобрахманского периода находятся в таких населенных пунктах: • Кайлас (Эллур); • Сирпур; • Ганеша Рата (Мамаллапурам); • Айхол; • Потгацакал; • Канчипурам; • Сиддешвара (Баникур); • Бхубанешвар; • Кхаджурахо; • Райарани (Бхубанешвар); • Бодхгая; • Конарак; • Танджор; • Халебид; • Мадур; • Гуджарат.
Один из великолепных образцов новобрахманской архитектуры – храм в Кхаджурахо, представляющий собой единую композицию из нескольких башен, возвышающуюся на каменном постаменте геометрической формы. Второстепенные башни постепенно увеличиваются по высоте в направлении к основной башне. Эта центральная башня, похожая на растение, состоит из трех главных элементов, объединенных общей формой. Создается впечатление, что из лепестков складывается цветок.
Мусульманская архитектура
В период распространения исламской религии в Индии в разных концах страны, особенно в северной части, стали строиться архитектурные сооружения мусульманского направления, с присутствием порталов, куполов, высоких минаретов. Расцвет в Индии мусульманской архитектуры приходится на XVI–XVII вв.– время создания на территории страны государства Великих Моголов. В этот период стали массово возводятся крепости, мавзолеи, мечети и дворцы.
Особенный след в истории оставило правление Акбара. Тогда было построено множество архитектурных ансамблей, среди которых такие как дворец Акбара, крепость в Агре, Лал-Кила в Дели. В тот период в Индии здания строились из камня-песчаника красного оттенка, реже темно-желтого. Вместо скульптуры, запрещенной в исламе, в декоре использовался орнамент, резьба по камню.
В XVII веке, когда Индией правил Шах-Джахан, в архитектурных сооружениях стали применять мрамор и инкрустирование дорогими породами камня. Знаменитый сказочной красоты дворец, Тадж-Махал, был построен этим правителем как мавзолей для жены.
Архитектура древней Индии, особенно новобрахманского периода, получила широкое распространение в соседних странах – Камбодже, Сиаме, на островах Ява и Цейлон. Однако культовые сооружения в этих странах очень отличаются от индийских. В них прослеживается влияние индийской архитектуры, но в гораздо менее выраженной форме. Они не показывают этапы развития, как в индийском зодчестве, а являются только вариациями на определенного тему.
Древняя архитектура Индии: храмы
Вы когда-нибудь задавались вопросом, что же такого уникального и живописного в архитектуре древней Индии? В этой статье мы совершим путешествие по самым священным и древним памятникам архитектуры Индии.
Древняя архитектура Индии
Храмовая архитектура древней Индии известна своими сложными и изысканными деталями. История древней архитектуры распространяется на многие тысячелетия и начинается задолго до рождения Христа. Памятники индийской архитектуры создавались многие века с высокой профессиональностью. Основной идеей архитектурной темы является индийская храмовая архитектура, которая возникла более 1000 лет до нашей эры и по сегодняшний день продолжает свое развитие.
Индийский храм обычно состоит из внутренней комнаты Garbha Graha с закрытой усыпальницей, холла и иногда крыльца. Концепция индийского храма несет в себе представление микро- и макромира. К концу первого тысячелетия существовало два стиля строительства храмов: северный стиль Nagara и южный стиль Dravida. Основное их отличие заключается в строении башни, однако конструкции имеют больше различий. Давайте разберемся, в чем разница между этими двумя древними дохристианскими стилями Индии.
Nagara
Северный стиль известен своей криволинейной формой. По всей Индии прослеживается архитектурный стиль Nagara. Самым известным храмом является Kandariya Mahadeva Temple. Он был построен приблизительно 1050 лет до нашей эры и достигает 30 метров в высоту. Его название переводится как пещера для Кандара и Махадева, как называли Шиву. Храм выглядит великолепно, несмотря на то, что ему более 3000 лет.
Dravida
Стилю Dravida присущи залы меньшей площадью. Архитектура в стиле Dravida бросается в глаза, благодаря четырем чертам: Vimanam, главная часть. Она имеет квадратную форму и заканчивается пирамидой. Mantapams – паперти, Gopurams – пирамиды, которые окружают основную часть, и украшение любого храма – Chaultris, колонный зал. Большинство храмов имеют емкости с водой для священных целей.
Архитектура древних храмов Индии очень пышная и богата деталями, что делает эти сооружения столь притягательными для туристов. Однако, что более привлекательно – так это богатая история древних сооружений, которые питают древние архивы и пополняют их новыми открытиями.