Звоните нам
г.Вологда, улица Сергея Орлова, 4

Что такое изразцы

изразец - это... Что такое изразец?

  • изразец — плитка, материал, кафель Словарь русских синонимов. изразец кафель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • ИЗРАЗЕЦ — муж. глиняная, выжженная плита, обычно с лица поливанная, для облицовки печей, а иногда и стен, карнизов; поливанная цветная лещадь и черепица. Стенной изразец, прямой; угловой, двугранный; прибор, карнизный, разного вида. Рюмка, раструб изнанки… … Толковый словарь Даля

  • изразец — ИЗРАЗЕЦ, кафель, разг. обкладка ИЗРАЗЦОВЫЙ, кафельный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Изразец — – керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. Изразец – облицовочная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ИЗРАЗЕЦ — ИЗРАЗЕЦ, изразца, муж. Кирпич, тонкая плитка из обожженной глины, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. Изразцы употребляются для облицовки печей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ИЗРАЗЕЦ — ИЗРАЗЕЦ, зца, муж. Плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. | прил. изразцовый, ая, ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

  • изразец — изразец, зц а, твор. п. зц ом … Русский орфографический словарь

  • изразец — Облицовочная керамическая плитка, имеющая с обратной стороны форму открытой коробки румпы для крепления в кладке Тематики строительные изделия прочие EN Dutch… … Справочник технического переводчика

  • Изразец — Изразцы для облицовки камина Копия расписного изразца XIX века Изразцы (Кафель от нем. Kachel) керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др … Википедия

  • изразец — Искон. Суф. образование от изразъ «изразец», производного от изразить «вырезать», преф. формы от разить «резать, ударять». См. изобразить. Изразец буквально «вырезанный (т. е. с резьбой) тонкий кирпич» … Этимологический словарь русского языка

Изразцы - это... Что такое Изразцы?

Изразцы в оформлении Покровского храма

Изразцы́ (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Фотографии
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Описание

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.

Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях.

Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. Изготовление изразцов — сложный процесс.

Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

Фотографии

  • Изразцы для облицовки камина

  • Копия расписного изразца 19в.jpg

    Копия расписного изразца XIX века

  • Старинный изразец из Кирилло-Белозерского монастыря

Примечания

  • Филиппов А. В. Древнерусские изразцы. Вып.1. — М., 1938.

Изразцы, что такое: древнее искусство или современный декоративный материал

В самых разных уголках земного шара с древних времен очаг считается символом надежности и уюта. Именно от него столетиями люди получали тепло и готовили в нем еду, он собирал вокруг себя все поколения семьи. В каждой культуре существует своя, особенная практика украшения печи или камина. В большинстве случаев, кроме эстетической функции, подобные декоративные детали улучшали технические характеристики и служили элементами магической защиты дома и рода.

Сегодня далеко не все знают про изразцы, что такое и для чего они нужны. Однако в последнее время интерес к этому способу декорирования различных поверхностей увеличивается. Владельцы собственных домов и коттеджей при отделке каминов и печей в своих жилищах все чаще обращают внимание на этот красивый и функциональный материал.

Что такое изразцы

Изразцы – это обожженные глиняные плитки различной формы, но в основном прямоугольной и квадратной. Их внешняя сторона может быть как одноцветной, так и украшенной многоцветными рельефными изображениями. Конструктивной особенностью, отличающей изразцы для печи или камина от обычной плитки, является то, что внутренняя сторона у них похожа на коробочку, открытую сверху, и называется она рулепа.

Прежде чем приступить к изготовлению изразцов, делают гипсовую модель, с которой затем снимают форму. В нее и закладывают состав, полученный из просеянной глины и воды, смешанных в определенных пропорциях, а затем слегка подсушивают. Потом заготовку извлекают и отправляют на четыре часа в муфельную печь, температура в которой держится в диапазоне от 950 0С до 12000С. После «варки» печь отключают, дожидаются ее полного остывания и вынимают из нее плитку. После окончательного остывания изразцы для камина, печей или декоративной отделки зачищают и подгоняют между собой, и только после этого приступают к росписи ангобами или масляными красками. Ангобы – это глины, имеющие разные составы и меняющие свой цвет после термической обработки. После нанесения рисунка плитку покрывают особой глазурью и дают высохнуть. Затем вновь отправляют в печь и повторно обжигают. Такие изделия получили название майоликовых. Кроме того, выпускают и неглазурованные плитки, которые называют терракотовыми.

Какими они бывают

Рассказывая о том, что такое изразцы, следует отдельно рассказать о многообразии их видов. По фактуре эти плитки бывают рельефными и гладкими, а по окраске – однотонными и многоцветными. По геометрическим формам изразцы подразделяют на:

  • фасонные
  • цокольные
  • стенные (плоские)
  • угловые
  • карнизные.

Фасонные изразцы применяют при отделке выпуклых острых углов камина или печи. Цокольные плитки, внешне похожие на плинтусы, используют для декорирования стыка нижнего изразцового ряда и поверхности пола. Основные ровные поверхности выкладывают плоскими – стенными изразцами, а угловыми элементами отделывают углы.

Изразцы для печи, камина или отделки стен могут быть одинаковыми, но красиво смотрится, особенно на больших поверхностях, составленное из них сюжетное полотно.

Как их декорируют

Так же как и в прежние времена, делают изразцы вручную, только при нанесении узоров используют приспособления. Современные мастера могут создать на внешней изразцовой поверхности самые разные декоративные эффекты. На плитки могут нанести художественный рисунок, состарить поверхность или придать ей матовость, сделать гладкой или создать выпуклый узор.

Чем лучше облицовывать камин или печь

Из специальной полусинтетической пресс-массы штампуется плитка. Изразцы же делаются только вручную из глины. Так что этот штучный отделочный материал - практически произведение искусства. К тому же изразцы более толстые и имеют на внутренней стороне румпу, благодаря которой они прикрепляются к декорируемой поверхности. Кроме всего прочего, плитки с румпой, заделанной глиняным составом, не только дополнительно аккумулируют тепло, повышая тем самым КПД камина или печки, но также защищают кладочные швы от «прогара». Из-за того, что на плитке не предусмотрена специальная система крепежа, на поверхности печи или камина она продержится недолго: либо она сама отпадет, либо ее просто «разорвет».

Достоинства и недостатки

Использование изразцов способно не только художественно обогатить интерьер, но также они:

  • аккумулируют тепло
  • повышают КПД печей и каминов
  • способствуют большей прочности конструкции, на которую закрепляются
  • создают дополнительную защиту помещения от проникновения угарного газа
  • маскируют разнообразные внешние дефекты
  • эффективно нагревают помещение, но не накаляются
  • просты в уходе
  • позволяют проявить индивидуальность владельцев
  • красивы и неповторимы
  • долговечны, а также устойчивы к негативным воздействиям окружающей среды.

Среди большого количества достоинств можно выделить следующие «минусы» изразцов:

1. Довольно большой вес, из-за чего возможно облицовывать только массивные печи и камины.

2. Высокая стоимость как самого материала, так и работ по его установке.

3. Качественная укладка изразцов, так чтобы они послужили не только вам, но и вашим правнукам, возможна только опытным специалистом ввиду высокой сложности технологии.

В статье мы постарались рассказать, что такое изразцы, как их делают, о достоинствах и недостатках этого материала. Обдумывая декор вашего дома или печки, вспомните про этот старинный, но очень актуальный декор. Может быть, это именно то, что вам надо?

Что такое изразец?

Приходилось ли вам видеть печи, облицованные глазурованными изразцами? Печки эти необычайно нарядные, словно книжки с картинками. Изображения выпуклые, рельефные. Здесь и всадники на конях, сказочные звери и райские птицы.

Все эти «картинки» выполнены из глины. «Изразец» происходит от слова «образец». Вероятно, с одной формы, одного образца изготовлялась целая партия одинаковых плиток. А может быть, слово это родилось от назначения изразца. В старину говорили «образить» — значит украсить. Глиняные изразцы служили для украшения печей и зданий.

По своей форме изразец похож на открытую коробку, на лицевой стороне которой находится рельефное, а иногда просто нарисованное изображение. С помощью резной деревянной доски рельеф оттискивали на сыром изделии. Бортиками коробки изразец крепился в кирпичной кладке.

Родиной глиняных изразцов, покрытых глазурью, считают страны Древнего Востока. На Руси их стали изготавливать во время строительства первых христианских храмов Киева.

После искусство строительной керамики было забыто на несколько столетий. Возродили его в XV веке.

Сначала плитки делали без глазури. Их обжигали, а после красные плитки белили известью. Постепенно изразцы становятся самостоятельным видом искусства. Появляются изразцы, покрытые разноцветной поливой. Они не пропускали дыма, легко мылись и были долговечными.

Наивысшего расцвета искусство изготовления изразцов достигло в XVII веке. Мастера владели многими секретами этого дела. Они знали, какую взять глину, как ее подготовить, как нанести узор, как приготовить глазурь для каждого цвета. Мастер был одновременно и художником, и гончаром, и химиком.

Поливу, или глазурь, готовили по специальным рецептам. Например, известен такой: «Возьми 5 фунтов свинцу, 1 фунт олова, 3 фунта самого чистого песку или голышей да 3 фунта соли». Чтобы полива не растекалась, края рельефного узора приподнимали, делая своеобразные ванночки.

Изразцы ценились очень высоко. Например, в XVII веке за один изразец платили столько же, сколько за полпуда соли, или же давали одного жирного гуся или тысячу огурцов.

Во времена Петра I в моду вошли гладкие белые с рисованным синим узором изразцы. Такие плитки увидел царь во время путешествия в Голландию.

Печные изразцы стали выпускаться на гончарных заводах, потому что рос спрос на эту продукцию.

В XIX веке в искусство изразцов внес большой вклад русский художник М. А. Врубель. Он создал майоликовые камины на темы русских былин, изразцовые печи, садовую скамью и большое керамическое панно «Принцесса Греза», которое до сих пор украшает фронтон фасада гостиницы «Метрополь» в Москве.

Вас это заинтересует: