закрыть
Как к вам обращаться:
Ваш номер телефона:
отправить
г.Вологда,
ул. С.Орлова д.4

Требования, предъявляемые к опалубке

 Опалубка должна обладать жесткостью, прочностью и неизменяемостью формы при бетонировании конструкции. Элементы опалубок унифицируют, используя максимальное число серийно выпускаемых взаимозаменяемых деталей и сборочных единиц. Соединительные элементы опалубки должны быть быстроразъемными и равнопрочными основной конструкции.

Как правило, опалубку изготавливают централизованно на специализированных заводах или в цехах и поставляют комплектно с элементами крепления и соединения, кабельной разводкой и токопроводящими устройствами, а также запасными частями согласно спецификации потребителя.

От деформативности опалубки зависят не только прочность и качество выполнения монолитных конструкций, но также трудоемкость опалубочных и отделочных работ, долговечность и стоимость опалубки. Кроме искривлений поверхности, нарушения геометрических размеров и других отклонений при недостаточно жесткой опалубке образуются раковины на поверхности и воздушные пузырьки при уплотнении бетона.

Важным требованием к опалубке является равномерность деформации элементов одного функционального назначения (например, крупноразмерных щитов стен и перекрытий). При термообработке бетона в термоактивной опалубке нужно учитывать дополнительные нагрузки и деформации опалубки при прогреве.

При воздействии монолитных конструкций для уплотнения бетона вертикальных конструкций, как правило, применяют глубинные вибраторы. Использование наружных вибраторов позволяет снизить трудовые затраты на бетонных работах. Однако опалубка значительно утяжеляется и, кроме того, ухудшается качество поверхностей бетона вследствие засасывания воздуха при вибрировании.

Все соединения опалубки рекомендуется выполнять быстроразъемными; они должны быть достаточно плотными и непроницаемыми. Сборные швы, а также острые углы и кромки опалубки должны быть обработаны.

При изготовлении опалубки необходимо соблюдать следующие требования: максимальный темп оборачиваемости и минимальную стоимость в расчете на один оборот; высокое качество поверхности и минимальную адгезию к бетону; возможность применения при минимальном числе типоразмеров элементов; удобство ремонта и замены элементов опалубки, вышедших из строя.

Конструирование и расчет опалубки 

 

Опалубку рассчитывают на вертикальные и горизонтальные нагрузки.

При этом собственный вес опалубки и лесов определяют по чертежам; плотность свежеуложенной бетонной смеси принимают равной 2400 кг / м3;

масса арматуры – в среднем 10 кН на 1 м3 железобетонной конструкции;

нагрузки от людей и транспортных средств при расчете палубы и настилов – 25 Мпа, кружал – 15 Мпа и стоек-лесов, поддерживающих кружала – 10 Мпа;

нагрузки от вибрирования бетонной смеси – 10 Мпа. Далее определяются следующие параметры:

- боковое давление Р от свежеуложенной смеси на стенки опалубки;

- объем бетона (массу и вес бетона). Массу арматуры примерно принято брать 15 % от массы бетона;

- максимальный изгибающий момент на стенку опалубки;

- максимальное нормальное напряжение;

Заготовка и монтаж арматуры

 

Арматуру для железобетонных изделий изготовляют в виде сеток, плоских и пространственных каркасов, арматурно-опалубочных блоков, закладных деталей.

Процесс заводского производства арматурных изделий полностью механизирован и частично автоматизирован. Он состоит из заготовительных и сборочных операций. опалубка бетон смесь укладка

К заготовительным операциям относятся правка, чистка, резка, гнутье и сварка арматурной стали.

 

К сборочным операциям относятся сварка плоских и пространственных каркасов, укрупнительная сборка плоских каркасов в пространственные блоки, сборка арматурных и арматурно-опалубочных блоков, которую выполняют на специальных стендах.

 

Транспортирование и монтаж арматуры. Для перевозки арматуры используют автомобили общего назначения, полуприцепы, трайлеры или железнодорожные платформы. При перевозке негабаритные арматурные конструкции по согласованию с проектной организацией разрезают на отдельные транспортабельные элементы. Чтобы при транспортировании арматура не деформировалась, между ее каркасами укладывают деревянные прокладки. С этой же целью места строповки захвата арматурных конструкций или арматурно-опалубочных блоков в соответствии с проектом обозначают краской. Арматуру устанавливают после проверки и приемки опалубки. Монтаж арматуры необходимо выполнять укрупненными элементами. При установке арматуры должны быть предусмотренная проектом толщина защитного слоя и расстояние между рядами арматуры.

 

Для балок покрытия применяют изготовленные на заводе пространственные арматурные блоки, которые монтируют краном непосредственно с транспортных средств.

Арматурный каркас стороны короба опалубки. Когда возникает необходимость в поштучной устанавливают с открытой сборке арматурных каркасов, армирование ведут в незамкнутом коробе опалубки с легких переставных подмостей.

 

Приемку смонтированной арматуры оформляют актом на скрытые работы. В акте указываю номера рабочих чертежей, отступления от проекта и основания для этого (проверочные расчеты, разрешение проектной организации и т. д.), а также приводят заключение о возможности бетонирования конструкций.

Контроль качества сварных соединений сводится к их наружному осмотру и последующему механическому испытанию сварных соединений, вырезаемых из конструкций, или к проверке с помощью неразрушающих методов.

Методы обеспечения проектного защитного слоя бетона 

 

При установке арматуры должны быть обеспечены предусмотренная проектом толщина защитного слоя бетона и расстояние между рядами арматуры.

Защитный слой бетона для рабочей арматуры должен обеспечивать совместную работу арматуры с бетоном на всех стадиях работы конструкции, а также защиту арматуры от внешних атмосферных, температурных и тому подобных воздействий.

 

Для продольной рабочей арматуры (ненапрягаемой и напрягаемой, натягиваемой на упоры) толщина защитного слоя, мм, должна быть, как правило, не менее диаметра стержня или каната и не менее (в колоннах) – 20 мм.

Толщина защитного слоя бетона для поперечной, распределительной и конструктивной арматуры должна приниматься не менее диаметра указанной арматуры и не менее, мм:

при высоте сечения элемента менее 250 мм – 10

при высоте сечения элемента равной 250 мм и более – 15

Для возможности свободной укладки в форму цельных арматурных стержней, сеток или каркасов, идущих по всей длине или ширине изделия, концы этих стержней должны отставать от грани элемента при соответствующем размере изделия до 9 м – на 10 мм, до 12 м – на 15 мм, свыше 12 м – на 20 мм.

 

При эксплуатации железобетонных конструкций в условиях повышенной влажности, при воздействии кислот, солевых растворов и других агрессивных сред нормированная толщина защитного слоя должна быть увеличена не менее чем на 10 мм.

 

Необходимую толщину защитного слоя обеспечивают бетонными или цементными подкладками, которые остаются после бетонирования в теле конструкции а расстояние между стержнями или рядами арматурных стержней – путем укладки обрезков стальной арматуры.

 

Уход за бетоном, распалубка и контроль качества. 

 

Уход за бетоном должен обеспечить:

  • температурно-влажностный режим, исключающий интенсивное высыхание бетона и связанные с этим температурно-усадочные деформации;
  • условия, исключающие механические повреждения свежеуложенного бетона, нарушение прочности и устойчивости забетонированной конструкции.

 

Условия выдерживания бетона и сроки распалубки определяют на основании требований, установленных действующими строительными нормами и правилами.

Как только бетон достигнет прочности, при которой может быть обеспечена при распалубке сохранность поверхностей и граней конструкции, распалубливают боковые элементы опалубки.

 

Загружение всех конструкций полной расчетной нагрузкой допускается лишь после достижения бетоном проектной прочности.

При распалубках железобетонных конструкций необходимо плавно демонтировать опалубку, предварительно ослабляя клинья или винты под стойками и сохраняя для дальнейшего использования элементы инвентарной опалубки.

При производстве бетонных и железобетонных работ проверяют качество опалубки, геодезического обеспечения монтажа и эксплуатации ее, соответствие проекту устанавливаемой арматуры, закладных частей и их расположения в конструкции, качество бетонной смеси у места укладки в конструкцию, процесс выдерживания и т. д.

 

Качество бетонной смеси определяется ее подвижностью, поэтому данный показатель проверяют не реже 2-х раз в смену у места ее приготовления и укладки.

Прочность уложенного бетона оценивают по результатам испытаний контрольных образцов на сжатие. Бетон считается выдержавшим испытания, если средняя прочность контрольных образцов будет не ниже 85 % от проектной.

Наиболее простым физическим методом определения прочности бетона в готовой конструкции является импульсный ультразвуковой метод, основанный на известном принципе: скорость распространения ультразвука и степень ее затухания функционально связаны с динамическим модулем упругости бетона. Поэтому прочность бетона может быть получена и по прямой функциональной зависимости:

 

Rсж = f(v)

 

где V – скорость прохождения ультразвука в микроструктурах, м/с.

Таким методом можно определить прочность бетона с погрешность не более ± 8..10 %.

 

Радиометрическими методами устанавливают степень уплотнения бетонной смеси в процессе ее формования. Он основан на том, что гамма-лучи, проходя через вещество, теряют интенсивность излучения вследствие поглощения и рассеивания, с увеличением степени уплотнения смеси поглощение гамма-лучей.

 

Качество бетона может быть проверено методом СВЧ поглощения, в котором использован принцип ослабления энергии сверхвысокой частоты при прохождении через контролируемый материал.